Гарриет Бичер-Стоу
В 1847 году в Америке готовилась книга «Жизнь выдающихся женщин». У Гарриет Бичер-Стоу попросили для этой книги биографию и портрет. Ей было тридцать шесть лет, она к тому времени опубликовала учебник по географии и сборник рассказов. Лицо не утратило нежности, хотя у нее уже было пятеро детей. Темный костюм, светлые рюши обрамляют шею, волосы вьются, их стягивает черная лента, взгляд устремлен куда-то вдаль.
В 1853 году художник Ричмонд в Англии сделал карандашный портрет писательницы. Она выглядит моложе, чем на портрете сорок седьмого года.
И третий портрет — фотография 1884 года. Знаменитая во всем мире писательница. Волевое, решительное лицо, твердость во всем — во взгляде, в линии рта, подбородка. Черная лента стягивает седые волосы. Строгий черный костюм, белый воротник кофты. Дочь пастора, жена пастора, сестра пасторов. Лицо человека, владеющего истиной.
Три портрета — три вехи жизни. Предки Г. Бичер-Стоу по отцу — кузнецы и священники. По матери — священники и офицеры. Прадед, генерал Вуд, сражался в Войне
Гарриет была пятым ребенком в семье. Ее мать умерла, когда девочке не исполнилось и пяти лет. Она навсегда осталась легендой, олицетворением женственности, кротости, доброты. После смерти матери Гарриет отвезли к бабушке. Внучку баловали, дом бабушки казался раем. Только бездетная тетка была строгой и требовательной, она начала учить девочку катехизису.
Отец Гарриет был сильным, решительным человеком, о нем говорили, что он был больше похож на полководца, чем на священника. Он много работал, но, когда освобождался, умел создавать детям праздник: играл на флейте, брал детей на рыбную ловлю, на охоту, просто гулял с ними. Глубоким стариком он еще прыгал через забор и свою последнюю проповедь прочитал в восемьдесят три года.
От отца Гарриет унаследовала сочетание веры и жизненной силы, упорство, чувство долга и ответственности. Шести лет она пошла в школу. К этому времени девочка уже знала наизусть две труднейшие главы из Библии и двадцать семь духовных гимнов.
Девочка постоянно пропадала в кабинете отца, рылась в его богословских книгах, брошюрах, журналах. За одно лето она семь раз прочитала «Айвенго» В. Скотта, познакомилась с творчеством Стерна, Свифта и Байрона.
У Гарриет было защищенное детство. Окружающие ее люди знали, что хорошо и что плохо, знали, для чего человек живет на свете, для чего живут они сами и их дети. Они были твердо уверены в том, что их родина — лучшая в мире страна, их вера — истинная, их образ жизни — праведный, единственно достойный. Пройдут годы. И хотя в книгах Бичер-Стоу люди будут и болеть, и горевать, и мучиться, но даже самое страшное несчастье — смерть — будет обещать по крайней мере загробное блаженство. Концы всегда будут сходиться с концами.
Когда старшая сестра Катрин уехала из дома и открыла школу для девочек, Гарриет последовала за ней. Сначала она сама училась в этой школе, потом стала помогать сестре как учительница. Здесь она начала писать. Сначала теологические трактаты и переводы, а потом написала трагедию о подвигах первых христиан в эпоху Нерона. Гарриет работала как взрослая, без отдыха, по многу часов в сутки. В четырнадцать лет она преподавала латынь, в шестнадцать лет стала вести уроки теологии.
Такая нагрузка сказалась на психике девушки. Уже тогда у нее начались приступы истерии. Беспрерывная работа, а также энергия, напор, целеустремленность сестры вызывали у Гарриет все нараставшее, хотя и неосознанное противодействие. Она стала замкнутой, все чаще ей хотелось побыть одной, а на шумных сборищах Гарриет сидела где-нибудь в уголке, смотрела, слушала, не вступая в общий разговор.
Со стороны Гарриет казалась флегматичной, медлительной, и мало кто знал, какой напряженной духовной жизнью она жила. У нее была подруга Элиза, жена профессора семинарии Кальвина Стоу. Когда Элиза заболела холерой, Гарриет преданно ухаживала за подругой, но та умерла. Общее горе сблизило Кальвина и Гарриет, и в 1836 году она вышла замуж за вдовца, который был на девять лет старше ее. Он был очень образованный, хороший и совершенно беспомощный в практической жизни человек. Кальвин не умел зарабатывать деньги, не умел и не хотел брать на себя ответственность за близких. Место главы семьи пришлось занять Гарриет, и она постаралась сделать ее такой же дружной, как та, в которой она сама выросла.
В промежутках между хозяйственными делами Гарриет вернулась к литературным занятиям. Она печаталась в крупных женских и религиозных журналах, читала свои произведения в литературном клубе Цинциннати.
Первый рассказ Г. Бичер-Стоу «Дядя Тим» был опубликован в 1831 году. Она получила за него премию в 50 долларов. Это были годы становления молодой американской литературы. Когда Гарриет начинала печататься, писательницей она себя еще не считала. Но с годами все больше и больше убеждалась в своем призвании. 5 июня 1851 года была опубликована первая глава «Хижины дяди Тома», и затем в течение десяти месяцев каждую неделю Бйчер-Стоу должна была сдавать очередную главу. Публикацию последней главы издатель сопроводил таким заявлением:
«Мы не помним, чтобы какое-нибудь сочинение американского писателя возбудило бы такой всеобщий, глубокий интерес, как ее повесть». Кстати, писала Гарриет быстро, порой неряшливо, без знаков препинания — это она предоставляла наборщикам. 20 марта 1852 года вышло отдельное издание «Хижины дяди Тома», его распродали за два дня. Успех, в том числе и финансовый, превзошел все ожидания. За 1852 год в США вышло 120 изданий книги. А в следующем году вышла книга «Ключ к Хижине дяди Тома», где писательница опубликовала документы о жестокостях рабовладельцев. В целом ее книга стала мощнейшим пропагандистским оружием северян в преддверии Гражданской войны 1861-1865 гг.
Началась вторая жизнь Бичер-Стоу. К ней пришла слава. В 1853 году писательница вместе с мужем и братом впервые едет в Европу. Четыре тысячи лондонцев стояли сутками в очереди, чтобы получить билет в зал, где ей устроили восторженную встречу. Она познакомилась с Диккенсом, Карлейлем, Маколеем, другими английскими литературными знаменитостями. Так же восторженно ее принимали и во Франции. Когда Бичер-Стоу вернулась домой, все нашли ее помолодевшей.
Писательница приступила к работе над новыми произведениями, но такого успеха они уже не имели. В 1886 году умирает муж Гарриет, и она тяжело переживает его кончину. После смерти мужа она отключается от внешнего мира, перечитывает старые письма, адресатов которых давно нет в живых, диктует сыну «Автобиографию». Приводит в порядок бумаги и говорит одной из приятельниц: «Солнце мое закатилось. Время трудов окончилось. Все мои слова написаны, все мои думы передуманы, и теперь я пребываю в предсмертном отдыхе, таком глубоком, что иногда только голос старого друга доносится до меня на мгновение — и опять я впадаю в полусон».
Летом 1896 года в возрасте 85 лет Гарриет Бичер-Стоу умерла. Ее похоронили рядом с мужем в городе Эндовере, там, где стоял дом, называвшийся «Хижиной д