Художественное пространство и время в творчестве

Вот уже почти сорок лет мы читаем произведения Чингиза Айтматова и никак не можем к ним привыкнуть.
В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви к родному краю, к людям, живущим в
Горах Тянь-Шань, окружающим великое озеро Иссык-Куль. «Повести гор и степей» дышали молодостью, свежестью,
Радостью бытия. Но уже тогда появляется «дисгармоническая» окрашенность некоторых сюжетных линий, эпизодов,
Образов холодными оттенками трагического, с особой силой заявившей о себе в повестях «Материнское поле»

и
«Прощай, Гульсары!» Впервые же ощущение болевого шока читатель испытал в 1970 году от повести «После сказки»
(«Белый пароход»). А в 1980 году пронзительно и требовательно взглянул нам в глаза Едигей Жангельдин — главный
Герой романа «И дольше века длится день». Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох, повергают в
Сомнения и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой социальностью и высоким уровнем
Художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью. В этом суть феномена Айтматова-
Писателя. Все его произведения, казалось
бы сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших моментов нашей жизни,
Несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих
Проблем. Его повести и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают
События истории нашего общества и мира в целом.
В романе «И дольше века длится день» существует как бы несколько пространств: Буранного полустанка, Сары-
Озеков, страны, планеты, околоземного и дальнего космоса. Это как бы одна ось координат, вторая временная:
Воедино связываются далекое прошлое, настоящее и почти фантастическое будущее. Каждое пространство имеет
Время, все они взаимосвязаны между собой.
Из этих взаимосвязей, которые возникают благодаря сложному композиционному решению, рождаются метафоры
И ассоциативные образы романа, придающие глубину и выразительность художественным обобщениям писателя. В
Самом начале романа стрелочник Едигей разведет все три времени; литерный уйдет в будущее на космодром Сары-
Озек, сам Едигей останется в настоящем, а мысли его унесутся в прошлое. С этого момента категории времени будут
Существовать в разных мирах и развиваться параллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в
Страшной картине апокалипсиса. «Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма.
Человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе,
Страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными
Всполохами.»
Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Ана-Бейит, «возникшее на месте гибели матери, убитой
Рукой сына-манкурта, изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили на родовом
Кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе предков до поры до времени таились ракеты-роботы,
Замкнувшие, казалось бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего, вознеслись над миром силы зла далекого
Прошлого, невероятно жестокого с точки зрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова переплетаются образы
Пространства — времени, героев, мысли и чувства и рождается удивительно гармоничное единство, особенно
Необходимое в наш век не только из-за вторжения научно-технических свершений в область фантастики, но скорее
Потому, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы живем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Художественное пространство и время в творчестве