Ироническое отношение Хлебникова к окружающему

В детских впечатлениях также исток хлебниковского “евразийства”,
Глубокого и здравого внимания к “азиатско-восточному”: истории, природным
Условиям, верованиям, языкам, нравам. Позднее, уже в пореволюционные годы,
Мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как
Прообразом полуденной гармонии, а Октябрь – начало пути к ней:
Так смуглые войны горных кочевий
По-братски несутся, держась за нагайкой,
Под низкими сводами темных деревьях,
Под рокот ружейный и гром балалайки.
(“Навруз

труда”)
Поэзия Хлебникова держится не на переживании “чего-то” или на
Размышлениях о “чем-то”. Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об
Утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным,
Созданным вновь. Эпичность Хлебникова интимна, миф его – домашний,
Добродушный, сказочно-яркий:
Зеленый плеск и переплеск
И в синий блеск весь мир исчез(“Синие оковы”)
Изначальные мировоззренческие установки, жизненный опыт (Хлебников
Жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно,
В непредсказуемых скитаниях), социальные условия
тогдашней России, мировая
Война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции. Конечно же,
Революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как “союз Разина и
Лобачевского”, бунтарское возмездие и космическое переустройство вселенной
На путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми
“законов времени” и “звездного” языка.
В послереволюционные годы Хлебников – художник неизмеримо вырастает. В
Декабре 1921 года он писал:”Я чувствую гробовую доску над своим прошлым.
Стих свой кажется чужим”. Его поэзия “обмирщается”, делается проще, яснее,
Глубже. Он создает многочисленные произведения о событиях революции,
Гражданской войны в России, Иране. Напряженно думает и пишет о будущем.
Стихотворения и поэмы Хлебникова становятся более непосредственными по тону
И манере, образы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-
Идейная позиция выявляется открыто и с максималистской неукоснительностью.
Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи. Появляются вещи
Сюжетно-фабульные, с чертами повествовательного психологизма. Хлебников
Приходит к страстной стихотворной публицистике. В 1921 году в Пятигорске
Поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно
Бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней (“Голод”, “Трубите, кричите,
Несите!”).
Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической
Поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом
Прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили,
Смешали, спутали, сбили с толка и лада. Слово дано поэту – для правды, для
“испытанья сердец”, как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову.
Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали
Поэту, но слово сильнее – оно “вначале было”,- и оно победило.
Однажды Хлебников написал: “Родина сильнее смерти”. И он – русский поэт
Велимир Хлебников – с родиной.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Принцип работы факс модема.
Сейчас вы читаете: Ироническое отношение Хлебникова к окружающему