Ироническое отношение Хлебникова к окружающему
В детских впечатлениях также исток хлебниковского «евразийства»,
Глубокого и здравого внимания к «азиатско-восточному»: истории, природным
Условиям, верованиям, языкам, нравам. Позднее, уже в пореволюционные годы,
Мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как
Прообразом полуденной гармонии, а Октябрь — начало пути к ней:
Так смуглые войны горных кочевий
По-братски несутся, держась за нагайкой,
Под низкими сводами темных деревьях,
Под рокот ружейный и гром балалайки.
(«Навруз
Поэзия Хлебникова держится не на переживании «чего-то» или на
Размышлениях о «чем-то». Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об
Утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным,
Созданным вновь. Эпичность Хлебникова интимна, миф его — домашний,
Добродушный, сказочно-яркий:
Зеленый плеск и переплеск
И в синий блеск весь мир исчез(«Синие оковы»)
Изначальные мировоззренческие установки, жизненный опыт (Хлебников
Жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно,
В непредсказуемых скитаниях), социальные условия тогдашней
Война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции. Конечно же,
Революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как «союз Разина и
Лобачевского», бунтарское возмездие и космическое переустройство вселенной
На путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми
«законов времени» и «звездного» языка.
В послереволюционные годы Хлебников — художник неизмеримо вырастает. В
Декабре 1921 года он писал:»Я чувствую гробовую доску над своим прошлым.
Стих свой кажется чужим». Его поэзия «обмирщается», делается проще, яснее,
Глубже. Он создает многочисленные произведения о событиях революции,
Гражданской войны в России, Иране. Напряженно думает и пишет о будущем.
Стихотворения и поэмы Хлебникова становятся более непосредственными по тону
И манере, образы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-
Идейная позиция выявляется открыто и с максималистской неукоснительностью.
Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи. Появляются вещи
Сюжетно-фабульные, с чертами повествовательного психологизма. Хлебников
Приходит к страстной стихотворной публицистике. В 1921 году в Пятигорске
Поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно
Бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней («Голод», «Трубите, кричите,
Несите!»).
Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической
Поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом
Прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили,
Смешали, спутали, сбили с толка и лада. Слово дано поэту — для правды, для
«испытанья сердец», как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову.
Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали
Поэту, но слово сильнее — оно «вначале было»,- и оно победило.
Однажды Хлебников написал: «Родина сильнее смерти». И он — русский поэт
Велимир Хлебников — с родиной.