Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный”

А. К. Толстой утверждал, что точно воспро­изводит быт и внешние приметы прошлого. По­пробуйте охарактеризовать и оценить восьмича­совой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Со­ставьте план рассказа о царском пиршестве.
В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как происходило во время этого пира.
План рассказа
Гости за пиршественными столами.
Убранство столов в начале пира.
Появление царя Ивана Васильевича.

/> Царская молитва перед началом пира.
Окружение царя за столом.
Рассказ о том, как Борис Годунов вы­ручил царя в споре.
Царь жалует Серебряному блюдо со своего стола.
Смерть старого боярина, отравленно­го вином из чаши, присланной царем.
Царь жалует Серебряному чашу вина.
Описание кулинарных чудес цар­ского стола.
Малюта Скуратов и его сын.
Сказка, которую рассказал царь Вя­земскому.
Каким изображает Толстой царя Иоанна IV? На чем автор акцентирует внимание читателей?
Царь Иоанн IV в романе изображен в со­ответствии и с документальными свиде­тельствами, и с народными преданиями как грозный,
вспыльчивый, подозритель­ный и мстительный человек. Все эти каче­ства можно увидеть даже на страницах од­ной главы 8. Мы видим внешность царя, имеем возможность оценить его характер и уяснить причины поступков, которые наблюдаем. Более всего сцена на пиру подчеркивает его подозрительность, ко­варство и то, что сами жестокие поступки вызывают у властителя чувство удовлет­ворения.
Нужно напомнить, что в романе есть эпизоды, которые не взяты из историче­ских источников, а добавлены фантазией самого автора. Так, нет подтверждения тому, что Грозный дает согласие на убий­ство родного сына, подозревая его в по­пытке захватить престол (глава 14). Этот факт взят А. К. Толстым из народной песни.
Расскажите о царском окружении, опираясь на текст главы.
Даже опираясь только на текст главы 8, несложно дать исчерпывающую характе­ристику некоторых приближенных царя, тех, кто был рядом с ним на пиру. Можно избрать для такого рассказа царевича Иоанна, Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюту) с сыном, Афана­сия Вяземского, который в эту пору был безнадежно влюблен в чужую жену. О них князь Серебряный слышал и мнения сво­их соседей по столу.
Царевич Иоанн молод, но уже готов превзойти по коварству, подозрительнос­ти и жестокости своего батюшку. Он на­блюдателен, хорошо видит слабые сторо­ны приближенных царя и умело обижает, стравливает их. При этом царевич не по­нимает опасности своих поступков и того, что ему не по силам вступать в столь рис­кованные столкновения.
Малюта Скуратов именуется в главе полностью, и эта детальность перечисле­ния имен и титулов подчеркивает его от­носительную незнатность, невозможность тягаться с другими близкими царю при­дворными. Мы видим его неосуществлен­ные амбиции. Но в то же время отмечаем его искреннюю привязанность к сыну, си­ла которой дает возможность читателю быть сколько-нибудь к нему снисходи­тельным. Обратим внимание на слова худородный, любочестие, которые ис­пользованы для того, чтобы подчеркнуть особенности его положения и притязаний.
Очень важна (хотя в этой главе дана лишь попутно) характеристика Бориса Годунова, которому удается находиться рядом с жестоким царем и не быть соуча­стником его поступков.
Напишите миниатюру от лица князя Сереб­ряного “Месть Иоанна”.В романе много эпизодов, которые рису­ют сцены царской мести. Есть они и на пиру. Так, во время пира осуществляется одна из жестоких и беспричинных каз­ней. На старого боярина Василия царь, как все считали, держал гнев. И он пожа­ловал этого боярина чашею вина. Вино, которое поднес ему Басманов, было отрав­лено, и старик упал мертвым. Царь тут же сказал: “Боярин пьян”, – тело старика вынесли.
Для рассказа о мести царя можно ис­пользовать и другие эпизоды.
Зачем царь рассказывал сказку слепого Фильки князю Вяземскому? Какую роль она сыгра­ла в развитии сюжета?
Рассказывая сказку, царь подталкивал Вяземского на преступление, как бы зара­нее обещая ему, что он не будет нести от­ветственность. Практически это была ко­варная и жестокая провокация, которая вселила в бедного влюбленного надежду на осуществление его желаний и при этом, как казалось, спасала его от непри­ятных последствий. Так, спланированное преступление заранее амнистировалось, и преступник мог надеяться на безнака­занность.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Изучение биографии писателя в школе.