Живописное искусство Германии

Живописное искусство Германии С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на примиренческие позиции. Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные тенденции эпохи. Самые живые явления романтического искусства проявились в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа Отто Рунге (1777-1810) , работавшего в Гамбурге.

Близкий к кругу гамбургских романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата «Цветовой круг», Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных, надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико-музыкальной поэме в цикле композиций «Четыре времени суток», но действительно живые образы создал, обратившись непосредственно к натуре. В «Автопортрете» (1805) , поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика, со строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью
исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики-родители художника, около которых примостились их внуки, -«Портрет родителей»(1806, Гамбург, Кунстхалле) . Сурово скорбны морщинистые лица встревоженных стариков, резким контрастом воспринимаются рядом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широко открытыми глазами. Свое уважение перед человеком, озабоченность за его судьбу, восхищение перед богатством и красотой родной природы передает Рунге в этом свое произведение.
Природа стала главным объектом изображения Каспара Давида Фридриха (1774-1840) , чья деятельность протекала главным образом в Дрездоне. В своих пейзажах художник выражает чувство преклонение перед величием природы, а также переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажи Фридриха — пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свое материальность, превращаясь в подобие миражей, -«Горный пейзаж».
В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания — «Могила Арминия»(1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, -«Гибель «Надежды» во льдах» (1822, обе — Гамбург, Кунстхалле) . Человек в пейзажах Фридриха — маленькая одинокая фигура, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту, -«Двое, созерцающие луну»(1812-1820, Дрезден, Картинная галерея) .
Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтично залитые солнцем «Луга Грейфсвальдом»(1820-18309, Гамбург, Кунстхалле) , напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 в.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905) , сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом»(1845) , «Железная дорога Берлин-Потсдам» (1847, обе-Берлин, Национальная галерея) , где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Живописное искусство Германии