ХІХ-ХХ столетие основные тенденции и направлении развития литературы
На границе ХІХ-ХХ столетий, прежде всего интеллектуальные слои переживают своеобразный мировоззренческий кризис, эпоха преисполнена какого-то «порогу», за которым — вселенские катастрофы и катаклизмы. Это расположение духа, расположение духа декаданса, упадка, непринятие жизни, грусть и т. п. Декаданс — это литературное направление или течение. Нельзя ставить его в один ряд, скажем, с реализмом или символизмом, ведь декадентские ноты могут быть как в реализме, так и в символизме. Расположения духа декадансу ощущались уже в творчестве
Россетти написал их, но не напечатал и положил к гробу своей умершей жены пролежали эти стихи в земле довольно долго, аж вдруг, под влиянием времени, друзей-прерафаэлитов, Россетти решил-таки их опубликовать, и, достав из гроба, издал сборник. Вот такая «потусторонняя» символика — одна из характерных особенностей
Деятельность прерафаэлитов справила влияние на творчество А. Суинбер на, О. Уайльда (вспомним пасмурную тональность «Портрета Дорианг Грея»). Чрезвычайно ярко расположения духа декаданса воплотились в творчестве символистов. Родиной символизма как литературного направления считается Франция (творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Маллармэ), и временами зарождения — 1870-те года. Принципы символизма повлияли на творчество Г. Метерлинка, Г. Гофмансталя, Р. Г. Рильке и др. Был бы слишком узким рассмотрение символизма исключительно с точки зрения воплощенных в произведениях символистов декадентских расположений духа. Нет, символизм — явление значительно сложнее и богаче. Если, скажем, писатели-реалисты изображали жизни, его законы «как оно есть на самом деле», то символистов совсем не интересовала настоящая, реальная жизнь. Они не хотели «унижаться» к его изображению. И вообще они считали, что не надо закладывать и искать в литературе какого-то рационального значения. Даже значение слов (первоэлементная литература) их не интересовало, они демонстративно игнорировали значение слова, их интересовала музыкальные слова, даже музыка звуков. Отсюда знаменитый призыв: «О музыке нужно заботиться.» или: «По-прежнему — музыка в слове.») (П. Верлен. «Искусство поэтическое»). И вообще символисты считали, что задача поэзии — влияние не на сознание, ум, а на подсознание, внушение (такие влияния называют суггестией или суггестивным влиянием). Символисты распространился в мире. Особенно плодотворным он стал в России в 1890- 1910-х годах (ярчайший поэт — О. Блок, теоретик — А. Белый).
Например, выдающийся русский писатель Блок ощутил значительное влияние импрессионизма, дескать, ночь была темной, если можно написать на плотине в месячном сиянии сверкнуло стеклышко разбитой бутылки, мелькнула тень от собаки. Ведь читатель из второго описания тоже постигнет, что речь идет о ночи, а насколько поэтичные, литературные именно эти импрессионистические способы изображение. В импрессионизме чрезвычайно ценилось первое впечатление от кого — то, чего-то, а описание происходило словно штрихами, мазками. Живописную картину маляра-импрессиониста можно легко распознать из других таким образом: при близкому созерцании, она будто распадается на множество не связанных один из одним мазков, штрихов, а отойдешь на расстояние и «проявляется» какой пейзаж или портрет. Так и в литературе. Это внимание Чехова мазка-детали, штриха-детали тонко ощутил писатель-реалист Горький, который прямо написал коллеге: «Вы убиваете реализм.
Технику импрессионизма применили братья Гонкуры, К. Гамсун (роман «Голод»), Цвейг (ранние новеллы), Рильке, даже натурализму — Золя. По эстетичным принципам и техническими приемами импрессионизм часто сближается с неоромантизмом на вопрос ( Р-Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Гофмасталь), символизмом (П. Верлен, С. Метерлинк, К. Бальмонт). Кроме того своим стремлением передать почти неуловимые душевные переживания человека импрессионизм приближается к принципам литературы «поток сознания»
Кроме упомянутых, на границе ХІХ-ХХ столетий составляется большинство теорий модернизма. Однако это означает, что одновременно не работали писатели-реалисты и романтики (неоромантики). Тем не менее, именно рассмотренные литературные явления определяли «художественное лицо» эпохи — «порогу столетий»