Хаос и Космос как основа мира
Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов. Исследователь Берковский считал, что мироощущение Тютчева сформировалось под воздействием двух полюсов мировой истории.
Рушились старые общественные связи, зарождался
Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе.
Воля к смерти («Самоубийство») и воля к жизни («Любовь») одинаково привле-кательны для человека. Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в ми-роздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Хаос в поэзии Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса — печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство.
Человек чувствует себя раздвоенным, неуверенным в мире Хаоса и Космоса не только из-за постоянного противостояния этих двух стихий. Нелегко ему определить свое место в Природе, сложно выразить свое отношение к миру. «ЗПепПит» — философское стихотворение, основная идея которого — бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Человек не может выразить свою душу, передать свои мысли другому. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с глубиной душевного мира обрекает человека на одиночество. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь».
Мысли Тютчева о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Поэт стре-мится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земле», «По высям творенья, как Бог, я шагал.». Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония — хаос, любовь — смерть, вера — безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа — всегда «жилица двух миров».
Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Поначалу человек для Тютчева — лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, «роковой», но он неиз-бежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.
Борьба Космоса с Хаосом наиболее заметна не в природе, а в общественной жизни человека, его душе. Мятежные волны, которые плескались в Европе в то время, наводили поэта именно на такие мысли. Поэт считал, что новый миропорядок рождает в людях хаотические стихии. Современная цивилизация, по его мнению, не в состоянии высветить душевные глубины человека, его подсознательное, глубинное, остается непознанным, хаотическим.
Подобное осмысление современной действительности и философское познание стихий, которые правят миром, создавало образ лирического героя с трагическим, раздвоенным мировосприятием.