Отражение нравственных критериев народа в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Горький писал: «Начало искусства слова — в фольклоре». Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия. В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот «удаленький дородный добрый молодец» выехал
По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там «нагнано-то силушки черным-черно».
— А подъехал как ко силушке великой,
— Он как стал-то эту силушку великую,
— Стал конем топтать да стал копьем колоть,
— А и побил он эту силу всю великую
Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути
— .Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника,
— Ему выбил право око со косицею,
— Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
— Пристегнул его к правому ко стремечку
— булатному. Он повез его по славну по чисту полю.
И богатырь разбойника » мимо гнездышка повез да соловьиного «. Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко» и соблазнять его «ествушкой сахарной» и «дарами драгоценными». Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности. Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.