Место поэта в строю

Для внеклассного чтения. Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи. Не случайно, конечно, что именно «старики» (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лиро-эпические произведения, в которых война осмыслена как звено исторического процесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходящего, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы поведения

человека на войне.
Молодые больше находились во власти отдельных сильных сиюминутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: «.Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной. Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших». Для молодых война совпала
с тем временем, на которое обычно приходится начало сознательной жизни, работы, любви. Их судьба сложилась иначе:
— Семафор на пути отправленье маячит.
— (После поймем — в окруженье прямо!)
— А мама задумалась.
— Что ты, мама?.
— На вторую войну уходишь, мальчик!
Автор этих стихов, поэт С. С. Наровчатов, засвидетельствовал: «На войне я сформировался и как человек, и как поэт Все я получил сполна — и горечь поражений, и счастье побед «. Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче.
— Увидеть войну в семнадцать лет — это потрясение навсегда.
— Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
— Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
— На живых порыжели от крови и глины шинели,
— На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
— (С. Гудзенко)
Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:
— В этом зареве ветровом
— Выбор был небольшой, —
— Но лучше прийти с пустым рукавом,
— Чем с пустой душой.
— (М. Луконин)
Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю и стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, — П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Место поэта в строю