Исторические корни югославской литературы
Исторические корни детской литературы в том смысле, какой мы сейчас вкладываем в это понятие, у югославских народов сравнительно неглубоки: лишь после второй мировой войны и народно-освободительной войны 1941 -1945 годов можно говорить о полнокровном и многогранном развитии детской литературы Югославии. Народно-освободительная война против фашизма, явившаяся глубочайшим потрясением в истории страны, стоившая многих жертв, пробудила к жизни огромные творческие силы народов Социалистической Федеративной Республики Югославии. Революционные
В детской литературе республик Сербии, Хорватии, Словении появляются новые имена, новые книги писателей, чей творческий путь и жизненный опыт были неразрывно связаны с революцией и ее тематикой. Бурное развитие получили литературы социалистических республик Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины, автономных краев Косова и Воеводины, где детская литература постепенно также заняла одно из ведущих мест. Многие книги югославских писателей миллионными тиражами были изданы в
Положение постепенно изменилось в лучшую сторону, начиная со второй половины 60-х и особенно с начала 70-х годов, когда появился ряд серьезных исследований, учебников, справочников, написанных и подготовленных известными литературоведами, писателями, педагогами. Сделано было также, пожалуй, самое главное: общими усилиями предпринята попытка, в целом, думается, удачная, осмыслить особенности детской литературы в каждой из национальных республик страны с учетом специфики их развития и исторических судеб.
Как известно, социалистическая федерация югославских народов объединяет ныне шесть национальных республик и две автономные области, каждая из которых обладает особой, вполне сложившейся культурой и традициями. Поэтому основной особенностью современной литературы Югославии в целом и детской в частности можно считать ее многоязыкие. Целиком и полностью сохраняя свой национальный характер, культуры югославских народов в то же время тесно взаимосвязаны и определенным, неповторимым образом переплетаются между собой. Близость этих культур, их, так сказать, полифоничность, лишь подчеркивают своеобразие и индивидуальные особенности.
Изучению и пропаганде детской литературы в 70-е годы способствовало и создание отдельных кафедр в университетах и педагогических академиях (одной из первых стала кафедра детской литературы на филологическом факультете Белградского университета во главе с проф. С. Ж. Марковичем), а также документальных центров по детской литературе, где собираются, классифицируются и изучаются все материалы, связанные с развитием этой области литературы не только в Югославии, но и за рубежом.
Для современной детской литературы Югославии характерна идеологическая общность