«Я ненавижу свет» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «Я ненавижу свет» было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике «Камень» .
Литературное направление и жанр
Это стихотворение первое в сборнике «Камень» имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с «Notre Dame». Суть образов раскрывается в статье «Утро акмеизма».
Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звезды как поэтов — современников Мандельштама,
Жанр
Тема, основная мысль и композиция
Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, «строить — значит бороться с пустотой». Предназначение поэта — заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо.
Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.
Тема стихотворения — диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с
Стихотворение состоит из 4 катренов.
В первой строфе лирический герой объявляет о своем неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.
В последней строфе лирический герой размышляет о своем земном конце как о возвращении к определенным внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.
Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.
Тропы и образы
Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении ее поэзию он сравнивает со светом звезд, а свою — с готическим собором. Размах крыла — это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам.
Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.
Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлеченный, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звезд — это только описание пустого неба.
Давний бред — это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.
Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной . Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора , восприятие лирическим героем пустоты.
Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой — образ завоевания пустоты.
Размах крыла, который чует лирический герой — это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли .
В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия — любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там — здесь, не мог — боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу.
Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.
Четкости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрестная.
Стихотворение — это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нем все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце.
Стихотворение, при всей сложности мысли, — прекрасный образец риторики.