Конспект урока на тему «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»

Учитель биологии и экономики

МСОШ №1

Имени М. А. Погодина

Город Полярный

Котельникова Я. А.

Тема: » Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»

Слова Лебедев-Кумач В.

Закаляйся,

Если хочешь быть здоров

Постарайся,

Позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Нам полезней

Солнце, воздух и вода

От болезней

Помогают нам всегда

От всех болезней нам полезней

Солнце воздух и вода!

Закаляйся,

Если хочешь быть здоров

Позабыть

про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Тип урока : изучения нового материала , комбинированный .

Цель урока:

Образовательная — конкретизировать знания о строение кожи;

— сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

-теплорегуляция при повышение и понижении температуры

Развивающая — продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику «Биология. Человек.» автор Н. И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

— развивать умение устанавливать

взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;

-развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;

— развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;

-развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

Общеучебные умения: Работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно — следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

Задачи урока:

Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.

Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.

Раскрыть секреты теплорегуляции.

Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.

Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

Предварительная подготовка учителя:

— разработать презентацию по теме «Строение кожи».

-разработать презентацию по теме «Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов»;

-составить карточки с заданиями для работы по группам

-подобрать биологические задачи по данной теме.

Предварительная подготовка учащихся:

-подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.

Ход урока

1 этап — Организационный — отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.

Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утесова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов.

Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.

НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ

2 этап — Контроль знаний по теме прошлого урока:

И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.

Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи.

Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа. В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем ученик рассказывает о строении и функциях кожи. Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ , и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.

Вопросы для письменной работы на первой парте — выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается — пока идет устная проверка не более.

Вопрос первому ученику:

? Расскажите, из каких слоев состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.

Вопрос второму ученику:

? Расскажите о функциях потовых и сальных желез и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.

После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.

НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

Актуализация знаний Учитель » На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».

3 этап — Постановка проблемы — В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.

4 этап — Изучение нового материала — изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.

Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определенные задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.

Вопросы первой группе:

Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку — СООБЩЕНИЕ.

Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

Вопросы второй группы:

Как достигается постоянная температура тела?

ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска8кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку — СООБЩЕНИЕ.

Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны

Вопросы третьей группы:

Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем ее необходимо понижать?

В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать — СООБЩЕНИЕ.

3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание, обморожение…, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Темы сообщений детей :

Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.

Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.

Перегревание тела и оказание первой помощи .

Закаливание.

Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.

НА ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

5 этап — Закрепление и первичная проверка знаний — тест по теме.

И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.

Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его.

Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берется с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.

Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет еще раз обратить внимание детей на изучаемый материал.

НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

6 этап — Подведение итогов.

Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.

И так сегодня на уроке мы изучали тему: «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов».

И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: «Какую роль играет кожа в терморегуляции организма ?»…

Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.

8 этап — Домашнее задание.

К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.

Устно ответить на вопросы стр.180.

На следующем уроке мы будем говорить: «О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи».

Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.

Итог урока : Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота еще не гарантирует здоровье. Здоровье все-таки самое важное.

И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.

Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»

№1

Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.

Слои кожи Строение

1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-

тканных волокон и жировыми

Клетками рыхлой соединительной

2) внутренний слой ткани;

— собственно кожа Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;

Г) представлена клетками однослойного эпителия;

Роговой слой кожи наименее развит на

А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.

Корни волос окружены:

А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

Б) капиллярами; Г) особой сумкой.

IV. Напиши нужное слово.

Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

V. Дерма кожи имеет происхождение:

А)эктодермальное; В) энтодермальное;

Б) мезодермальное; Г) смешанное;

VI. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;

VII. Дерма состоит из клеток:

А) орговевших и постоянно слущивающихся;

Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

В) содержащих много жира;

Г) способных к делению;

Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»

№2

I. Роговой слой кожи наименее развит на

А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.

Корни волос окружены:

А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

Б) капиллярами; Г) особой сумкой.

Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.

Слои кожи Строение

1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-

тканных волокон и жировыми

Клетками рыхлой соединительной

2) внутренний слой ткани;

— собственно кожа Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;

Г) представлена клетками однослойного эпителия;

IV. Напиши нужное слово.

Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

V. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;

VI. Дерма состоит из клеток:

А) орговевших и постоянно слущивающихся;

Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

В) содержащих много жира;

Г) способных к делению;

VII. Дерма кожи имеет происхождение:

А)эктодермальное; В) энтодермальное;

Б) мезодермальное; Г) смешанное;

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока на тему «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»