Детское восприятие мира в сказке А де Сент Экзюпери «Маленький принц»
«Маленький принц» — трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным сюжетом, необыкновенными приключениями, которые происходят с волшебным мальчиком-принцем. Взрослым нравится философское содержание, которое заставляет задуматься над важными вопросами жизни и человеческих отношений, над такими вечными ценностями, как любовь, верность и чувства обязанности перед людьми. Героем сказки выступает ребенок. В этом проявилась любовь Экзюпери
Маленький принц, этот любознательный космический путешественник, который путешествует с планеты на планету, встречаясь со взрослыми людьми, видит всяческие бессмыслицы: властолюбие, спесь, жадность, пьянство, черствость души. И эти бессмыслицы имеют силу, а все умное, хорошее, красивое — слабое. Но взрослые — странные люди, они не замечают
Так как взгляд у них обезображен, он потерял чистоту и непосредственность, присущие ребенку. Конечно, в жизни могли бы быть другие отношения, если бы люди старались «приручить» друг друга, налаживать между собой связи, если бы они воспринимали мир не глазами, а сердцем. «Хорошо видит только сердце, главнейшего глазам не видно». Сердце воспринимает отношения между взрослыми людьми как бессмыслицу, но объяснить, почему в жизни происходит так, что эта бессмыслица берет верх над человеком, оно не может. Здесь должен бы объяснять ум, здесь нужно было бы говорить о социальных взаимоотношениях людей, а их автор умышленно не затрагивает, его интересуют только моральные отношения.
Сказка заканчивается грустно, тем не менее у читателя она оставляет не только печаль, а и стремление к светлому, красивому, к тому, чтобы у взрослых людей в будничной суете, в мелочных хлопотах не умирала щедрость и искренность души, не угасало чистое видение мира, не притуплялось чувство ответственности за тех, кого мы «приручаем».
Есть произведения, которым не повезло, настолько они прекрасные. Это было бы парадоксом, если бы мы не видели это в жизни. Мыло «Алые паруса», пивной бар «Ассоль» — даже и такое было. Их образы стали банальными, так как пораженные ими люди тиражировали их с наилучшими намерениями. К таким произведениям и принадлежит «Маленький принц» графа (хотя Французская республика и не признавала титулов), авиатора и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» взрослые передали ребятишкам. Спасибо им. Кто-то из великих сказал, что для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше.
Так Экзюпери и написал. Сказку о несуществующем принце, розе. Пилот и Лиса разговаривают с пришельцем. И взрослые не поняли, что перед ними не сказка, а притча, т. е. поучительный рассказ, в котором в чрезвычайно простой форме изложены важнейшие, а потому и самые сложные вопросы бытия. Недаром же Иисус Христос любил этот литературный жанр. Притча о рисунках, которые воспринимаются в каждом возрасте по-своему, учит нас искусству понимания не только того, что все люди разные. Ну и что здесь понял бы 10-летний мальчик?
Только смешную историю о рисунке шляпы. Не менее интересно было бы разобраться с притчей о планетных королях. Вот пример настоящей власти, которой подчиняются даже астрономические явления: восход или закат солнца. Для мальчика здесь просто юмор. Но не лучше ли будет обработать эту часть «Маленького принца» на общем заседании правительства и Рады. В самом деле, чуть ли не должен руководитель (король в притче) издавать свои Указы лишь тогда, когда настало благоприятное время, и лишь такие, которые отвечают нуждам этого времени. Лишь такой король не потерпит поражения. Есть в «Маленьком принце» суровая и трагическая притча — рассказ о том, можем ли мы вернуться туда, откуда вышли, к тем, кто был нам близок. Последние горькие страницы, в конце концов, могут доказать, что перед нами не детская игрушка, а книга, наполненная раздумьями о человеке, его жизни, неразумных поступках и расплате.