Повести о животных Джека Лондона
Лондон создает в них многочисленные красочные «животные» образы, каждый из которых обладает своей индивидуальностью. Запоминаются Кичи и Одноглазый — родители Белого клыка, коварный Шпиц — соперник Бэка. Но, конечно, особенно выразительны и ярки Белый клык и Бэк — одни из лучших образов собак в мировой литературе. Гуманизм, исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону превосходные произведения, которые оказали большое влияние па последующее развитие
Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Писатель неустанно подчеркивает, что доброта, справедливость развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга. И, наоборот, побои озлобляют их, делают врагами человека. В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о тим, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.
Многие американские критики, говоря о них, обычно стараются подчеркнуть ту первенствующую роль, которую якобы играет там биологическая философия жизни. «Восприняв более полно, чем Норрис, ницшеанскую точку зрения о примитивном человеческом эгоизме и следуя беспощадному закону борьбы за существование, Лондон добился превосходных результатов в «Зове предков»,- заявляет Роберт Киллер. Такой же точки зрения придерживаются Карл Ван Дорен, Рут Френчир, А. Кэйзин и другие американские литературоведы. Действительно, и в «Зове предков», и в «Белом клыке» изображено много кровавых схваток, победителем в которых выходит сильнейший. Закон борьбы за существование, бесспорно, играет в них значительную роль, как и во всей жизни животного мира.
Однако тут, как и в северных рассказах, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает, когда речь идет о животных, о мире природы. По иным законам живет человеческое общество. Ни в «Зове предков», ни в «Белом клыке» нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между ним и миром природы, Наоборот, писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного не только между людьми, но и между людьми и животными.
Вспомним, что Бэк, герой «Зова предков», попав к перекупщику собак, сразу испытывает па себе силу дубины. То же самое можно сказать о Белом клыке, когда он оказывается у Сврота Бобра. Но в ток-то и заключается пафос повестей, что они протестуют против дубины. Дубина символизирует жестокость, несправедливость, равнодушие.
Показательно, что ни Торнтон («Зов предков»), ни Уидон Скотт «Белый клык») никогда не держали в руках дубину. А ведь они выражают точку зрения автора.