МИСС МАРПЛ (англ. Miss Marpl) — героиня рассказов и романов А. Кристи, в частности «Труп в библиотеке» (1942), «Объявленное убийство» (1950), «4:50 от Паддингтона» (1957). Мисс Марпл, она же Джейн, живет в провинциальном городке Сент-Мери-Мид, неподалеку от Лондона. Когда она родилась и сколько ей лет — такая же тайна, как возраст другого героя А. Кристи, Эркюля Пуаро. Впервые она появилась в романе Кристи в 1930 г., уже будучи старушкой. И старше с тех пор не стала. Ее основополагающее свойство — уважение к жизни в целом, к собственной возможности
быть свидетельницей чужих свадеб, рождений детей и внуков, даже похорон, которые воспринимаются ею с достоинством и уважительным вниманием. Мы ни разу не увидим мисс Марпл потрясенной, рыдающей, разбитой. Все, что происходит в жизни, принимается как нечто естественное, с благодарностью и любовью. Мужество жить с неугасающим интересом к жизни дополняет природу этой пожилой и очень женственной леди. М. М. аккуратна, внимательна, специфика ее личности — вкус к жизни в ее самых обычных проявлениях. М. М.- английская старушка. Чаепитие для нее прежде всего обряд, но и возможность расслабиться или собраться — в зависимости
от ситуации. Ее повседневный быт скромен, но по-своему гармонизирован. Она равным образом внимательна к горестям горничной своей деревенской приятельницы и обстоятельствам очередной запутанной истории. Ее отличие от Эркюля Пуаро прежде всего в том, что ей по-женски интересны мелочи, которые окружают людей. Ее собственная личная жизнь небогата. Она прежде всего наблюдатель. Не логические построения, а жизненный опыт и внимание к ближнему — секрет детективных побед М. М. Ее можно было бы счесть социально опасной, если принимать всерьез как некую хронику все, что вокруг нее происходит: похоже, атмосфера Сент-Мери-Мид просто заражена вирусом преступности. Но у М. М. помимо репутации проницательного человека, способного оказать помощь полиции, нет детективной биографии (в отличие от Эркюля Пуаро). Она героиня камерная, в очередной детективный сюжет вступает как бы «с нуля». Кроме того, М. М. представляется самой автобиографичной из персонажей-детективов Кристи, если не считать откровенно автопародийную Ариадну Оливер, тоже писательницу, автора детективных романов, приятельницу Эркюля Пуаро.