Соборяне краткое содержание
Лесков Н. С.
Во второй половине 1860-начале 1870-х гг. Лесков работает над романом из жизни духовенства провинциального города Старгорода. Окончательный вариант, названный «Соборяне», был напечатан в 1872 г. «Соборяне» — произведение необычное по жанру. Это роман-хроника, в котором отсутствует единая сюжетная линия. Основная часть текст «Соборян» — повествование от лица автора о старгородских событиях и о судьбах и смерти трех героев — протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына.
Также
Независимость протопопа давно вызывала недовольство духовной и светской власти. Донос подлеца Термосесова оказался очень кстати для его недоброжелателей.
Для Туберозова наступает новое время, исполненное страданий. Он осознает свою слабость перед лицом гонителей, но не признает себя виновным. В «Соборянах» сплетены воедино трагические, драматические и комические эпизоды.
Комический и одновременно героический персонаж — дьякон Ахилла Десницын, воплощающий черты русского национального характера: богатырскую удаль, неуемную страстность и простодушие. По своему поведению он больше похож на удалого казака, нежели на чинного и смиренного дьякона. Ахилла — искренний союзник Туберозова в противостоянии злу и неправде. Но он совершенно лишен осмотрительности, обидчив и несдержан. Из-за поступков Ахиллы на долю протопопа выпадают многие хлопоты и бедствия.
Комично-карикатурны в романе образы старгородских нигилистов — учителя Варнавы Препотенского и жены местного чиновника Дарьи Бизюкиной. Хроника «Соборяне» построена на противопоставлении старого, яркого времени, рождающего такие крупные и сильные характер, как священник Савелий Туберозов, измельчавшим людям нового поколения, лишенным нравственных принципов, безразличных к судьбам России. Кончина протопопа Савелия и вскоре за ней — смерть дьякона Ахиллы и второго старгородского священника Захарии Бенефактова отмечают символический рубеж — умирание старой Руси. «Соборяне» принесли автору литературную славу и огромный успех. По свидетельству И. А. Гончарова, хроникой Лескова «зачитывался весь beau-monde» Петербурга.
Газета «Гражданин», которую редактировал Ф. М. Достоевский, отнесла хронику к числу «капитальных произведений» современной русской литературы, поставив произведение Лескова в один ряд с «Войной и миром» Л. Н. Толстого и «Бесами» Ф. М. Достоевского. Анонимный рецензент из «Гражданина» отметил в Туберозове «великую, непомерную душевную силу, которою испокон веку велась и будет вестись история наша». После выхода романа Лесков постепенно вновь завоевывает сочувственное внимание многих читателей. В общем отношении к нему произошел перелом.
Стало, наконец, «устраиваться» положение Лескова в литературе.