Краткое изложение Юлий Сергеевич Мейтус. Молодая гвардия
МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
Опера в четырех актах
Либретто А. Малышко по роману А. Фадеева
Перевод с украинского М. Исаковского
Действующие лица:
Олег Кошевой, руководитель подпольной Организации «Молодая гвардия» Елена Николаевна, мать Олега Вера Васильевна, бабушка Олега Андрей Валько, директор шахты Иван Проценко, руководитель партизанского отряда | Тенор Сопрано Меццо сопрано Бас Баритон | |
Молодогвардейцы: | Уля Люба Шевцова Сергей Тюленин Ваня Земнухов Клава Ковалева Валя Борц Жора Арутюнянц Евгений Стахович | Меццо сопрано Сопрано Тенор Баритон Сопрано Меццо сопрано Тенор Баритон |
В эпизодах: | Шевцов Григорий Ильич, шахтер Каюткин, боец Брюкнер, гестаповец Фашистский полковник Фашистский унтер-офицер Денщик генерала Фомин, полицай | Баритон Тенор Баритон Баритон Бас Бас Тенор |
Действие происходит в Краснодоне в 1942-43 годах.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В
Композитор не ограничился внимательным изучением романа. Он посещал Краснодон, беседовал с членами подпольной организации, знакомился с документами, освещающими ее боевую деятельность. Непосредственные впечатления сыграли большую роль в процессе работы над оперой. Разнообразие действия, богатство драматических, лирических, бытовых эпизодов романа делало его благодарной основой для оперы. Вместе с тем его переработка в оперное либретто была связана с большими трудностями.
Композитор и его либреттист поэт А. Малышко должны были свести действие романа, состоящего из 65 глав, содержащего огромное количество действующих лиц и событий, в один спектакль, сохранив самое существенное, сконцентрировав главные узловые моменты. Естественно, авторам пришлось многим пожертвовать. В результате компактный оперный сценарий сохранил и сюжетную и идейную основу фадеевской эпопеи.
Первое исполнение оперы состоялось в киевском Театре оперы и балета имени Т. Шевченко 7 ноября 1947 года. Впоследствии, в связи с появлением новой редакции романа А. Фадеева, авторы подвергли оперу некоторой переработке, шире показав роль партии в руководстве борьбой молодежного подполья. Окончательная редакция оперы сложилась в процессе ее постановки в донецком и в ленинградском Малом оперном театрах в 1950 году.
В этом новом варианте «Молодая гвардия» Мейтуса получила широкое признание как одна из лучших опер о Великой Отечественной войне.
СЮЖЕТ
Грозный 1942 год. Через Краснодон нескончаемым потоком движутся толпы беженцев и отступающие воинские части. Издалека доносится гул артиллерийской канонады, горят села.
Фронт неотвратимо приближается к Краснодону, и город готовится к эвакуации. В этот день, покидая родной край, девушки — Уля Громова, Валя Борц, Клава Ковалева и их подруги — прощаются с любимой степью, с которой связано столько светлых воспоминаний. С тяжелым сердцем наблюдают они мрачную картину отступления. Еще совсем недавно жизнь казалась им ясной и радостной. Они мечтали, строили планы на будущее.
И вот все рухнуло. Валько приказывает жителям идти к переправе, где ждут машины. Все спешат к реке.
Люба Шевцова одна остается у своего дома. Уля возмущена ее поведением: ведь Шевцова комсомолка! Неужели она ждет прихода фашистов? Люба уклоняется от ответа, не желая раскрывать свое решение бороться с врагом здесь, в его тылу. Отец пытается отговорить ее, но Люба непреклонна.
Поодаль прощаются Ваня Земнухов и Клава Ковалева. Они не в силах скрыть свои чувства и словно забывают о том, что творится вокруг. К переправе направляются мать и сын Кошевые.
Проводив Олега, Елена Николаевна возвращается домой. Наступает ночь. Канонада стихает. На темной улице неожиданно сталкиваются Сережа Тюленин и Валя Борц. Сергей увешан оружием, подобранным на поле боя.
Юноша полон впечатлений: он видел бой, видел, как героически сражаются бойцы. Валько советует сберечь оружие — оно еще пригодится. Неожиданно улица наполняется людьми: переправа взорвана, город окружен, единственный путь к отступлению отрезан. Проценко обращается к народу с призывом оказывать врагу сопротивление, не давать ему спокойно себя чувствовать на захваченной советской земле.
Среди вернувшихся — Олег. Он выбрал путь борьбы.
В сарайчике за домом Кошевых встретились Олег и Сергей Тюленин. Олег не одобряет поступка товарища, взорвавшего контору шахттреста. Действовать нужно не в одиночку, а всем вместе, по заранее составленному плану.
Оставшись один, Олег задумывается. Предстоит трудная борьба, и он знает, на какой риск идет, сколько горя может принести любимой матери, но уверен, что мать поймет его. Собираются комсомольцы.
Люба остается во дворе и, выдав себя за артистку, кокетничает с немецким полковником. Тем временем Уля передает Олегу поручения Валько. Юношу и девушку связывает не только общая судьба, но и большое чувство. Они дают клятву идти вместе до конца и быть верными друг другу.
Вбегают встревоженные Сережа и Валя Борц: предатель Фомин выдал немцам шестерых шахтеров, и фашисты замучили их. Потрясенные молодогвардейцы дают клятву отомстить захватчикам.
Наступила осень. За прошедшее время подпольная организация окрепла, на ее счету уже немало боевых дел. Вот одно из них — листовка, сообщающая о разгроме немцев под Москвой.
Народ толпится вокруг и с жаром обсуждает радостную весть. Полицай Игнат Фомин пытается разогнать людей. Неожиданно все умолкают и расступаются: по улице ведут девушек, угоняемых в Германию. Темнеет.
В парке появляются парочки молодых людей и девушек. Это члены «Молодой гвардии»; здесь они встретятся с Валько, который даст подпольщикам важные поручения. В эту ночь молодогвардейцы должны поджечь биржу труда, где хранятся списки людей, угоняемых в Германию. Неслышно крадется по парку Игнат Фомин, выслеживая комсомольцев.
Но они сами обступают его, связывают и уносят в глубь парка, чтобы отомстить за предательство. И вот, наконец, вспыхивает зарево.
Дом Кошевых. Елена Николаевна ждет возвращения сына. Она знает, что Олег возглавляет подпольную организацию, и понимает, что у него нет иной дороги. Приходят Олег с Улей.
Они делятся с Еленой Николаевной своей радостью — завтра, в день Октябрьской годовщины, по всему городу взовьются красные знамена. Оставшись вдвоем, Олег и Уля мечтают о будущем, о счастливой жизни, которая ждет их после победы. Собираются друзья, члены организации. Как в былые годы, они решили отметить годовщину Великого Октября. За скромным праздничным столом звучат песни.
Затеваются танцы. Неожиданное появление Клавы Ковалевой прерывает веселье. Она приносит страшную весть: арестованы Земнухов, Стахович, Мошков.
В мрачном гестаповском застенке томятся молодогвардейцы. Трус, ставший предателем, выдал членов организации. С комсомольцами арестован и Валько. Одного за другим — Валько, Земнухова, Улю — вызывают на допрос. Но все старания фашистов напрасны.
Никакие пытки и издевательства не могут заставить патриотов выдать остальных товарищей.
Тускло освещенная камера тюрьмы. Гестаповцы вталкивают истерзанную, окровавленную Улю. Но дух героини не сломлен. Валько внушает своим молодым соратникам по борьбе бодрость и веру в будущее, говорит о скорой победе.
За ним приходят. Молодогвардейцы провожают его на казнь боевой комсомольской песней, и словно аккомпанементом к ней звучат артиллерийские залпы: советские войска приближаются к Краснодону.
Зимняя ночь. Ущербный месяц освещает изуродованную взрывом шахту № 5. Сюда привозят фашисты Олега. В последний раз враги пытаются заставить юношу заговорить. Но он молчит.
Издалека приближаются звуки старой революционной песни «Замучен тяжелой неволей», это ведут на расстрел молодогвардейцев. Олег и Уля бросаются друг к другу. Слышны слова команды.
Гремит залп.
МУЗЫКА
Опера «Молодая гвардия» пронизана высокой патриотической идеей, гордой верой в грядущую победу. Это придает произведению, несмотря на трагизм описываемых событий, оптимистическое звучание. Композитор стремился нарисовать коллективный портрет молодогвардейцев, выразить их мужество, стойкость, верность, лишь беглыми штрихами наметив индивидуальные характеры главных персонажей — твердость и рассудительность Олега, порывистость Тюленина, возвышенность души Ули, двойной облик Любы-героини и «Любки-артистки».
Борьба молодогвардейцев в опере неотделима от суровых картин жизни народа в годину войны, и потому наряду с сольными и ансамблевыми сценами большое место здесь уделено массовым, хоровым эпизодам. Композитор щедро насытил произведение русской и украинской песенностью, придал музыке мелодическую ясность, простоту и выразительность.
Увертюра начинается грозной темой военных испытаний; за ней следуют нежно-лирические мелодии и героическая маршевая тема песни комсомольцев.
Первый акт — широкая экспозиция оперы. Начало его овеяно покоем. В прозрачной мечтательной музыке хора девушек слились и настроение предвечерней тишины и впечатления от раскинувшихся степных просторов.
Ария Ули «Люблю я степи летнею порой» раскрывает многогранный образ девушки; в ее привольной мелодии, постепенно наполняющейся драматизмом и решимостью, звучит любовь к родному краю, тревога за его судьбу. Встревоженным хоровым репликам народа отвечают полные уверенности речитативы Валько. Квартет Проценко, Валько, Шевцова и Любы полон горячего взволнованного чувства.
За ним следует ряд разнохарактерных кратких сцен, знакомящих с участниками предстоящих событий: нежно-светлая лирическая сцена Вани и Клавы, оттеняемая суровой солдатской песней «От огня и от пыли жестокой», тоскливая песня матери Олега «О Дон мой тихий», возбужденный рассказ Сергея Тюленина. Заключительные сцены пронизаны нарастающим драматизмом. Завершается акт гротескно-зловещим маршем приближающихся фашистов.
Второй акт углубляет образы молодогвардейцев. В дуэте Кошевого и Тюленина сопоставлены два характера: спокойный, волевой и порывистый, горячий. Не лишена сентиментальности лирическая ария Олега «Что бы я ни делал» . Нежные, глубокие чувства раскрыты в дуэте Олега и Ули, где звучит знакомая по увертюре лирическая тема.
Кульминация картины — клятва молодогвардейцев; мужественная мелодия октета, поочередно проходящая у участников, постепенно мужает, достигает героического звучания.
Во второй картине преобладают хоровые сцены, возрастает изобразительная роль оркестра, живописующего осеннюю непогоду, бушующее пламя пожара. Взволнованный хор народа, узнавшего из листовки о победах советских войск, сменяется доносящимся издалека тоскливым напевом народной песни «Прощай, Украина родная» — ее поют девушки, угоняемые в Германию. Чувством уверенности проникнут заключительный хор и ансамбль.
Третий акт — светлая пауза в драматическом повествовании. Сцена вечеринки с песнями и плясками вносит в оперу оттенок юной жизнерадостности. В начале картины — задумчивая ария Елены Николаевны «Придет он скоро». Затем лирический дуэт Олега и Ули и энергичная, близкая к маршу ария Олега.
Начало веселью кладет застольная песня Бабушки «Ой, чарочка, чарочка, гей!» За ней следуют озорные частушки Любки «Дивчина моя». Уля запевает широкую песню «Пролегла дороженька». Сцену вечеринки дополняют украинский и русский танцы.
Последние страницы акта овеяны тревогой.
В четвертом акте три картины. Сцена допроса Вани Земнухова — напряженный вокально-симфонический эпизод, основанный на теме клятвы молодогвардейцев; проникновенно, светло звучит эта тема в сцене допроса Ули. Вторая картина лишена внешнего движения, но насыщена внутренним, психологическим действием.
Молодогвардейцы оглядывают пройденный ими короткий путь. Мысли комсомольцев раскрывает песня Любы. Простая, безыскусственная, она трогает глубоко затаенной печалью.
Боевая песня комсомольцев проникнута несокрушимым мужеством.
Казнь молодогвардейцев нарисована скупыми штрихами. Горячим чувством любви к Родине овеяна предсмертная ария Олега: «Родимый край! Пора настала».
Трагизм ситуации подчеркивает включение старого революционного напева «Замучен тяжелой неволей».