Краткое изложение романа «Саламбо»
Ненависть к самодовольному буржуа, которые пренебрегали эрудицией «как признаком узкого кругозора» , увлечение Востоком и мыслями Спинозы о единстве духовного и физического, человека и природы побуждали писателя взяться за создание исторического романа из эпохи Пунических войн. Уже в 1857 г. Флобер собирал материал для романа «Саламбо» , который был окончен в 1862 г. «Башня из слоновьей кости» манила поэта к себе. Флобер погрузился в водоворот впечатления от своего путешествия в Египет, на берега мутного Нила. «Мне нравится, —
Я припоминаю Яффу, где сразу же по прибытии мне в ноздри ударил трупный смрад и запах лимонных деревьев; на кладбище виднелись наполовину сотлевшие скелеты, а над нашими головами, на зеленых деревьях, качались золотые плоды».
В «Саламбо» перед глазами читателя возникают увлекательные картины жизни и быта древнего Карфагена, преисполненные «гармонией несвязанных явлений». Автор, будто настоящий романтик, наслаждается бушеванием ароматов и красок юга, но, как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспроизведения
Он даже называл «Саламбо» археологическим произведением.
В романе Флобер срисовал катастрофический момент в истории Карфагена, воспользовавшись при этом достижениями В. Скотта, и вместе с тем воссоздал переломный этап в развитии сознания властителей Карфагена, выступив как реалист-аналитик. Все это Флобер подчинил «единству колорита» и верности психологии, чего не было у его предшественников. Свои отступления от исторических источников писатель принципиально считал возможными. Главной идейной задачей автора снова, как и у романтиков, стало воспроизведение извечной борьбы в мире добрых и злых стихий.
Писатель передает это в романе, противопоставляя культовые богини Танит — опекунше жизни и любовь культа Молоха — бога войны и разрушения. Не смог и не захотел Флобер избежать изображения низости политических деятелей: в романе о далеком прошлом писатель срисовал членов Совета республики бесчестными, коварными, корыстными и жестокими, их прототипами стали современники автора — так «гвозди сапог» не давали ему оторваться от реальности.
В центре этого романа, как и в центре предыдущего романа о современности, — фигура женщины. Но если все чувства Эммы были обезображены стремлениям подражать обманным идеалам, а ее ум оказывал содействие лишь формированию искаженных представлений о мире, то Саламбо является настолько чистой и естественной, что даже само чувство любви она не называет этим словом, но умирает, не в состоянии пережить гибель возлюбленного. Еще более весомое место в романе занимает воспроизведение безобразного. Флобер с присущим ему мастерством представляет портрет суфета Ганнона, что разлагается живьем, изображает сцены каннибализма среди загнанных в расселину рабов, трупы распятых львов, смертную казнь Мат.
Будучи реалистически точными, эти описания уродливости контрастируют с изысканно прекрасным одеянием Саламбо, волшебным великолепием покрывала Танит. Флобер, который не раз выступал против романтической блистательности и «исторического реквизита» В. Скотта, в своем романе превзошел и французских, и английских авторов романтической прозы. Тем не менее, «Саламбо» учитывая названные выше особенности стиля и ведущую авторскую проблематику нельзя отнести к романтизму, этот роман вписывается лучше в систему литературных тенденций середины XIX ст.