Принц Гомбургский – характеристика литературного героя

ПРИНЦ ГОМБУРГСКИЙ (нем. Prinz von Homburg) – герой драмы Г. фон Клейста “Принц Фридрих Гомбургский” (1809-1810). П. Г. – историческое лицо, принц Фридрих II, ландграф Гессен-Гомбургский, живший во второй половине XVII века. Во время битвы при Фербеллине (167S), ставшей центральным событием пьесы, реальному принцу было сорок три года, он был солидным отцом семейства, к тому же после ранения ему пришлось ампутировать ногу, и в народе его называли “ландграф с серебряной ногой”. У Клейста П. Г. – юноша, мечтатель и поэт, визионер, склонный к лунатизму,

романтически влюбленный в принцессу Наталью Оранскую. Волею судьбы П. Г. должен стать во главе войска, сражающегося со шведами. На поле боя он выступает с отрядом в нарушение приказа, не дождавшись сигнала, – и одерживает победу. П. Г. славят как победителя, но курфюрст Бран-денбургский заключает его в тюрьму как преступника, не исполнившего приказ. Сначала П. Г. не верит, что осужден всерьез и что его ожидает смертная казнь; он считает, что курфюрст не может “таить в груди такие бессердечные решения”. Но события разворачиваются по-иному: П. Г. действительно приговорен и назавтра должна состояться казнь. Потрясенный
П. Г. теряет самообладание, бунтует, но потом смиряется. Перелом, который совершается в нем, психологически не мотивирован, что отчасти свойственно романтической драматургии: в герое пробуждается сознание своей вины и убеждение в необходимости соблюдения воинской дисциплины. А раз так, то он заслуживает самого жестокого наказания и осудивший его на смерть курфюрст прав. В истории П. Г. заметны отголоски мотивов “романа воспитания”. Когда курфюрст узнает, что принц признал свою вину и освободился от страха смерти, то объявляет о помиловании, а в финале принцесса Наталья увенчивает П. Г. венком победителя. В заключительной сцене П. Г. предстает национальным героем, славословия ему сливаются с ликующими криками во славу Пруссии и Бранденбурга. Пьеса Клейста и образ П. Г. с момента появления вызывали к себе полемическое, а то и непримиримое отношение: в перевоспитании принца видели апофеоз прусского милитаризма. По-настоящему поняли пьесу только в XX столетии, после второй мировой войны. Первал удавшаяся постановка появилась не в Германии, а во Франции, когда в 1947 году Жерар Филип сыграл роль П. Г. на Авиньонском фестивале. В 1972 году пьесу поставил немецкий режиссер Петер Штайн: П. Г. в исполнении Бруно Ганца был жертвой несправедливого мира, его судьба впрямую сопоставлялась с судьбой самого Клейста, тоже загубленного жизнью. В финале П. Г. умирал, не дождавшись прощения, так и не признав себя виновным.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пед мастерство.
Сейчас вы читаете: Принц Гомбургский – характеристика литературного героя