Читая Валентина Катаева

Сюжет творческой судьбы Валентина Катаева (1997-1986) причудлив и таит в себе много секретов. Любимый ученик Бунина, впитавший в себя уроки бунинской наблюдательности и пластики слова. Увлеченный репортер первых советских пятилеток, автор романа “Время, вперед!” и повести “Белеет парус одинокий”, которые стали классикой соцреализма. Человек, постоянно оказывавший поддержку изгою Мандельштаму, в конце 30-х годов подписывавший письма в защиту арестованного Заболоцкого, а потом, в 1956 году, без раздумий подписавший печально знаменитое письмо редакции “Нового мира” с отказом печатать “Доктора Живаго”. Автор сервильных речей на всякого рода официальных совписовских радениях и едкий критик советского масскульта, Не щадивший и мэтров соцреализма. Определенный сдвиг в творческом поведении Катаева стал намечаться уже с началом “оттепели”. На Втором съезде писателей он произносит очередную угодливую речь. В 1955 году становится номенклатурной фигурой – назначается главным редактором нового журнала “Юность”. В 1958 году шестидесятилетний Катаев вступает в КПСС. И в то же время он создает атмосферу высокой творческой взыскательности в “Юности”, отыскивает молодые таланты, жестко учит и выпускает в жизнь целую плеяду поэтов и прозаиков, чьи произведения значительно повышают планку художественной культуры. Время от времени у Катаева вырываются очень хлесткие высказывания об уровне современной литературы.
В эти же годы в творчестве самого Катаева ощущается какое-то смятение. Словно по инерции, он заполняет “лакуны” в задуманной эпопее “Волны Черного моря” – помещая между повестью “Белеет парус одинокий” (события 1905 года) и романом “За власть Советов” (события Отечественной войны) повести “Хуторок в степи” (1956) и “Зимний ветер” (1960), посвященные событиям 1910-х годов и Октябрьской революции. В этих повестях все чаще и чаще начинает появляться образ Ленина. Сам Катаев почти в каждом своем интервью говорит о том, что собирает материал для книги о Ленине. (Напомним, что в годы “оттепели” обращение к ленинской теме несло в себе идею нравственного очищения – оно мнилось как возвращение к чистым истокам революции, как восстановление ее высоких идеалов.)
Творческим прорывом, с которого начался “новый” Катаев, стала неожиданная, странная книжка – “Маленькая железная дверь в стене”, увидевшая свет в 1964 году. Поскольку здесь центральным персонажем выступает Ленин, то книжка эта была проверена специалистами по истории КПСС на предмет верности “исторической правде”, получила вполне респектабельный ярлык “художественно-публицистическая повесть” и вошла в обойму официальной “Ленинианы”. А в сущности, это было первое произведение, где Катаев опробовал свои новые художественные принципы, которые впоследствии эпатирующе назвал “мовизмом” (от французского – mauvais, то есть “плохой”, “неприличный”). Ленинская тема стала прикрытием. Именно здесь, в повести “Маленькая железная дверь в стене”, Катаев впервые соединил в одном художественном поле документ и вымысел, смело перемешал времена и пространства, установил фамильярный контакт между своим лирическим героем и легендарной фигурой, окруженной поклонением. В первом же эпизоде повести заявляется неожиданная позиция Автора по отношению к объекту своего интереса: “И подобно тому как Арагон сказал: “Робеспьер – мой сосед”, – мне хочется сказать: “Ленин – мой современник””. Но то, что сказал Арагон, по тону совершенно нормально – “это было сказано совсем по-парижски”, замечает Автор. Но на людей с советским менталите




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогика как наука о закономерностях обучения и образования.
Сейчас вы читаете: Читая Валентина Катаева