Антифашистская тема в романах Фейхтвангера

По прошествии нескольких лет Фейхтвангер понял, что людям, покинувшим Германию, предстоят еще годы изгнания. Эмиграция становится историческим периодом жизни целого поколения, периодом, полным своих проблем, коллизий и трагических судеб. Осмыслению этих проблем и судеб Л. Фейхтвангер посвящает роман «Изгнание» (1940), который, как и романы «Успех» и «Семья Оппенгейм», уходит в трилогию «Зал ожидания». Показательна эволюция героя Фейхтвангера: Траутвейн, композитор и литератор, либеральный интеллигент того же склада и типа,

что и Густав Оппенгейм, преодолевает политическую индифферентность и становится борцом против фашизма. Рисуя эмигрантский Париж, Фейхтвангер показывает и гитлеровскую агентуру, преследующую антифашистов, плетущую свою коричневую паутину в самом сердце Франции.
В эмиграции писатель продолжает работу над монументальной трилогией об Иосифе Флавии, начатой романом «Иудейская война». И, 1935 году Фейхтвангер опубликовал вторую книгу трилогии Сыновья», за которой в 1942 году последовал роман «День придет», впоследствии названный «Благословенная земля».
Немалую лепту в антифашистскую литературу вносят
и другие писатели — буржуазные демократы. Однако писатели-коммунисты смогли дать исторически более правдивое и более глубокое изображение происходящих событий.
Как и в произведениях Фейхтвангера, судьба интеллигента-еврея составляет сюжетную основу драмы Ф. Вольфа «Профессор Мамлок», написанной в 1933 году. Трагедия Оппенгеймов и Мамлоков коренилась не в их чрезмерной вере в гуманизм народа Германии, а в том, что они разделяли предрассудки большинства немецких интеллигентов, в их аполитичности. Судьба тех интеллигентов, которые, как сын Мамлока Рольф, понимают существо происходящей борьбы, складывается совершенно иначе. Конфликт между Мамлоком и Рольфом раскрывает подлинные причины трагедии старого профессора. Умирающий Мамлок осознает правоту сына, приходит к выводу, что надо идти другой дорогой. Не случайно в первом варианте пьеса называлась «Доктор Мамлок находит выход. Трагедия западной демократии». Вольф смог показать не только драматизм того, что происходило в Германии, и в столкновении нескольких ярких человеческих характеров раскрыть конфликт целой эпохи, он смог также отобразить героическую борьбу антифашиста-подпольщика, создать обаятельный образ коммуниста Рольфа Мамлока.
Занимаясь активной антифашистской работой, Ф. Вольф продолжает в годы эмиграции столь же активную литературную деятельность. Он создает очень острую драму о восстании рабочих венского предместья «Флорисдорф» (1935) и целый ряд антифашистских пьес: «Троянский конь», «Корабль на Дунае», «Патриоты», «Доктор Лили Ваннер», «Что человек посеет». Деятельности революционера в эмиграции и нелегальной антифашистской борьбе в Германии Вольф посвятил роман «Двое на границе». Это произведение принадлежит к числу наиболее интересных и важных литературных документов немецкой эмиграции. Написанное еще накануне мюнхенского сговора, оно поражает глубоким проникновением в психологию различных социальных слоев Европы. Роман полон тревоги и предчувствия надвигающейся европейской трагедии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Антифашистская тема в романах Фейхтвангера