Новаторство “Эпического театра” Брехта

Каждый выдающийся драматург ХХ века был еще и теоретиком театра, который старался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов, Ибсен и Беккет не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и “объяснять” свои произведения.
Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик “эпического театра”. Подобно к Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлял театр “эпический”. В чем же заключается отличие “эпического театра” Брехта от театра традиционного? Прежде всего Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действия: зритель должен помнить, что сценическое действие – это не жизнь, а именно театр. Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, была отсутствие эмоциональной реакции у зрителей. Пьеса не должна волновать, вызвать слезы или какие-то другие эмоции, она должна принудить зрителя размышлять. Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком театре нет положительных и отрицательных героев – это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал размышлять над тем, что происходит на сцене. В таком театре ведущей есть роль

автора, для которого все действие – лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный идеологический подтекст. Так, знаменитейшая пьеса “Матушка Кураж и ее дети” создавалась в то время, как Гитлер начал Вторую мировую войну. И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, сама пьеса, образ ее главной героини, приобретают вневременное звучание. По сути это произведение о жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека.
В центре пьесе – маркитанка Анна Фирлинг, которая больше известная как матушка Кураж. Для матушки Кураж война – это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у матушки Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается одна.
Пьеса Брехта завершается такой сценой: матушка Кураж уже сама тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл “эпического театра”: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе “Матушка Кураж и ее дети” автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему. Но “прозрение” матушки Кураж не происходит. Больше к тому, самая “профессия” матушки Кураж предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей “профессии”. Несмотря на то, что война забрала ее детей, матушке Кураж нужна война, война – это единственный способ ее существования.
“Эпический театр” Брехта дал возможность заставить зрителя анализировать то, что происходит на сцене, сделал его активным участником действия. И это одно из главных достижений “эпического театра”




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Big large разница.
Сейчас вы читаете: Новаторство “Эпического театра” Брехта