Новаторство «Эпического театра» Брехта
Каждый выдающийся драматург ХХ века был еще и теоретиком театра, который старался разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов, Ибсен и Беккет не только яркие художники, но и тонкие критики, которые прекрасно умели не только создавать, но и «объяснять» свои произведения.
Выдающийся немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик «эпического театра». Подобно к Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлял
В центре пьесе — маркитанка Анна Фирлинг, которая больше известная как матушка Кураж. Для матушки Кураж война — это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии. Эта же война и все отнимает у матушки Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается одна.
Пьеса Брехта завершается такой сценой: матушка Кураж уже сама тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл «эпического театра»: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе «Матушка Кураж и ее дети» автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему. Но «прозрение» матушки Кураж не происходит. Больше к тому, самая «профессия» матушки Кураж предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей «профессии». Несмотря на то, что война забрала ее детей, матушке Кураж нужна война, война — это единственный способ ее существования.
«Эпический театр» Брехта дал возможность заставить зрителя анализировать то, что происходит на сцене, сделал его активным участником действия. И это одно из главных достижений «эпического театра»