Василий Иванович Белов

Уроженец деревни Тимониха Вологодской области. Крестьянский сын, он после школы работал колхозным счетоводом, перебравшись в город, освоил профессии плотника, слесаря, радиотелеграфиста. Затем закончил Литературный институт. Учился здесь на отделении поэзии, однако известность и признание принесла ему проза.
Одно из первых произведений Белова, повесть “Привычное дело” (1966), стало заметнейшим явлением деревенской прозы. Герой повести, Иван Африканович Дрынов – многодетный колхозник, человек добрый и терпеливый, воспринимает свои

бедность и бесправие как данность (“Жись она и есть жись”). Единственная его попытка улучшить свое положение, уехав в город на заработки, кончается поспешным возвращением назад – ибо не в силах он поменять место и привычный уклад своей жизни, своей деревни, своего колхоза. Как отмечал критик Ю. Селезнев, “Иван Африканович активен как личность тогда, когда он в коллективе, и раскрывается его личность через коллектив, его и можно определить как коллективную личность, в отличие от личности автономной”. (Последнюю, пожалуй, представлял “строптивец” Кузькин из повести Б. Можаева “Живой”, вышедшей
в один год с “Привычным делом”.)
Другим знаменитым произведением Белова стали “Плотницкие рассказы” (1968), где в центре повествования – два героя-антипода, два друга-врага. Один из них, по имени Олеша, – безответный труженик, другой, Авенир Козонков, – бывший начальник “при нагане”, проводник революционных идей и порядков в деревне, в чьем активе – раскулачивание, борьба с Церковью. Как бы ни был Олеша прав в их спорах, по натуре он такой же, как и Дрынов, терпеливый непротивленец, и все у них в конце концов завершается общим застольем с задушевной песней.
Большую известность принес автору роман “Кануны” (1976). Канунами названо преддверие всеобщей коллективизации; повествование ведется о жизни в этот период северной деревни Шибанихи, и в частности крестьянской семьи Роговых.
В 1979-1981 годах Беловым публиковалась книга “Лад”, имеющая подзаголовок “Очерки народной эстетики”. Это – широкое исследование жизни и быта русской деревни (прежде всего северной), изложенное живо и увлекательно. Из книги можно узнать, кажется, все: как трепали лен и как вязали рыболовные снасти, какие приметы и обычаи сопровождали каждую трудовую стадию, чем белили печи и чем – холсты, где и когда устраивались деревенские игрища, в чем отличие бухтины от сказки и от бывальщины и еще многое, многое другое. Однако завидную согласованность труда и досуга, человека с природой Белов автоматически переносит на общественные и внутрисемейные людские отношения, утверждая, что там всегда царила исключительная благодать, нарушившаяся лишь с приходом капиталистических (и, как подразумевается, впоследствии большевистских) нововведений. Этот спорный момент авторской концепции, например, вынудил даже такого почитателя его таланта, как критик В. Чалмаев, заявить, что в книге “часто вместо лада мы видим лак”.
Ряд произведений Белова – “Моя жизнь”, “Воспитание по доктору Споку” (оба – 1974) и другие – посвящены городской жизни, которая часто воспринимается автором “Лада” как некий сплошной людской раз-лад и нравственное падение. По этому поводу критик В. Ковский, в частности, замечал: “.первоклассный художник, обращаясь к новому для себя материалу, утрачивает, мне кажется, сложную многозначность и глубокий психологизм своего реалистического анализа”.
Об этом же он неустанно пишет в своих критических работах (например, сборник “Раздумья на Родине”, 1986 и 1989).
Перу Белова, помимо вышеперечисленных произведений, принадлежит также ряд пьес: “Над светлой водой” (1973), “Районные сцены” (1980), пьеса-сказка “Бессмертный кощей”(1981) и другие, рассказов, цикл юмористических миниатюр “Бухтины вологодские” (1969).
Многие рассказы и повести Белова, по определению критика Ю. Селезнева, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета. Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”. По словам другого критика, М. Лобанова: “Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.
Василий Белов фигура, нередко попадавшая в центр идеологических споров; при этом вряд ли кто-то может всерьез оспаривать художественные достоинства его лучших произведений.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ ахілла.
Сейчас вы читаете: Василий Иванович Белов