Жанр рассказа в творчестве Ф. Абрамова
«Деревянные кони» — поэтическое сказание о женщине-крестьянке, ее трудной и горестной судьбе. Повесть рассказана темпераментно невесткой Милентьевны, Евгенией. В шестнадцать лет красавицу Василису выдали замуж в Пижму, где «урваи», промышляя в лесу зверя да птицу, не знали крестьянского труда, а за свои чудачества и нелепые забавы прослыли придурковатыми. Василиса Милентьевна одолела их равнодушие и лень, заставила «землей жить», крестьянствовать. Но и в том не было долгой радости. Свекор Оника Иванович, раскулаченный, в ссылке
В отношении к прошлому у автора нет умиления или беспочвенного восторга. Он отделяет духовно ценное от грубого и тяжелого, от предрассудков, всего того, что препятствовало свободному развитию человеческой личности: «И тут, в эти минуты (прощания с Милентьевной), я впервые, кажется, понял, чем покорила молодая Милентьевна пижемский зверюшник. Нет, не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твердостью, своим кремневым характером».
Не
Рассказ в творчестве Ф. Абрамова оригинален, самостоятелен и в каждом отдельном случае воспринимается как новое и неожиданное явление жанра. Рассказам Ф. Абрамова не свойственна цикличность, принципы которой осуществляются в шукшинской характерологии или в творчестве В. Белова. Объемное содержание рассказа Ф. Абрамова «укладывается» в «раму», данного сюжета как завершенное. Самобытность рассказов полнее и последовательнее выражена в цельности многообразного содержания. Ф. Абрамов считает, что задачи рассказчика и романиста едины, если авторы равным образом стремятся к достижению художественной полноты. В этом смысле он склонен сравнивать рассказ с романом, находя сходство в самом характере работы и творческих принципах: и в том и в другом жанре необходимы «фундаментальная разработка», глубокое исследование явлений действительности. «Правда, уж коли пошел в рост рассказ, то это травинка или елочка, самообрастающие листочками и ветками. Роман — это лес, с разными породами трав и деревьев, с лишайниками и мхом, лес, заполоненный птичьим населением и зверьем, со своим ветром, со своими запахами и звуками.
Разумеется, деление это во многом схематичное, приблизительное, потому что рассказ часто — тоже, можно сказать, маленький роман».
Наблюдения и выводы Ф. Абрамова поучительны и важны с научной точки зрания. Они позволяют понять протекающие в литературе процессы. В рассказе и в романе способ изображения единый — человек показан в объективных условиях бытования, в связях с окружающим миром. Объемность этих отношений может быть различной в романе, открывающем свободную даль, и в рассказе, который хотя и обладает неограниченными возможностями содержательно-формальных преобразований, однако остается рассказом. Тем не менее в природе рассказа, как подметил Ф. Абрамов, скрыты именно романные возможности — надо уметь их реализовать. Л это значит, что не только фрагменты, случаи и эпизоды могут составить его содержание, но непременно самое течение жизни, т. е. история и современность, человек в его отношениях с обществом и миром. Все зависит от замысла, искусства построения и формы повествования. Избираемое «малое» тоже может быть важным и значительным, и через него угадывается, распознается нечто великое. В рисунке «елочки» или «травинки», если вновь вернуться к сравнению, предложенному Ф. Абрамовым, мы узнаем контуры целого содержания, угадываем целый «лес», «заполоненный птичьим населением и зверьем».
Объемное, многозначное содержание рассказов Ф. Абрамова опирается на «фундамент», опоры которого уходят в глубину, напоминая мощную корневую систем) которая «держит», питая и оберегая, «лес» и каждое малое дерево. На поверхности мы видим и прекрасную крону — здесь, «на земле», представлен лишь наиболее важный, высший этап развития сюжет или истории характера. Начало движения и его переходные стадии не всегда различимы на поверхности — они происходят в глубине, в предыстории.
Присущая рассказам цельность многообразия достигается активизацией жанровых элементов, отвечающих требованиям содержания, прежде всего композиции, отсекающей длинноты, сохраняющей соразмерность глубинного и внешнего, их связи; принципом отбора весомого и важного — средств, определяющих лаконизм и емкость рассказа; наконец, выбором необходимой формы рассказывания.
Объемное содержание организуется образом повествователя. Роль его различна: это участник или свидетель происходящего, внимательный слушатель, сочувствующий своим героям («Сосновые дети», «Однажды осенью», «Михей и Иринья», «Медвежья охота»), писатель, приехавший по заданию редакции («Олешина изба»), рассказчик, повествующий о событиях и необычайных переживаниях героев или о своих собственных («Материнское сердце», «Пролетали лебеди», «Могила на крутояре», «О чем плачут лошади»). Во всех случаях повествователь — лицо заинтересованное. Он знает свой край, бережно относится к прошлому, которое оживает в характерах и предметах, символах былого. Личность повествователя раскрывается в его миропонимании, в свободном изъявлении чувств, мнений и оценок. Миропонимание выражено и в эмоционально-эстетической интерпретации духовных ценностей, которые автор находит в трудовой деятельности людей разных поколений, утверждая необходимость сохранения преемственности.