Проблема поиска истины

До сих пор в России ведутся споры о возвращении монархизма. Сторонники этой идеи видят истину в восстановлении императорской власти, передающейся по наследству, в реставрации тех социальных отношений, которые цивилизованные люди считают давно устаревшими Пышные дифирамбы церкви усопшему царю настораживают, а книга Валентина Пикуля «Нечистая сила» позволяет установить истину на историческом уровне.
«Исторический роман — это роман во многом современный, — говорил сам автор. — Прослеживая разложение царского самодержавия

в канун революции, я пытался показать, что Распутин был лишь видимой фигурой той отвратительной камарильи, которая плясала вокруг престола последнего царя, тех тайных сил, которые режиссировали историческое действие. Это все и есть «нечистая сила», это бесовской шабаш на русской земле».
Действительно, после публикации романа русофобы начали клеить на В. Пикуля ярлыки черносотенца, антисемита, шовиниста. Чем, спрашивается, это было вызвано? Скорее всего тем, что некоторые «вышестоящие» товарищи узнали в романе самих себя, лишний раз подтвердив, что истина едина и для царей, и для партийных чиновников.

В XVII веке маньчжурская династия Цин вломилась в Китай и свергла китайскую династию Мин. Китайцам было велено производить отсчет истории с того года, когда они покорились маньчжурам, которые ясно осознавали: надо обрубить питательные корни и дерево зачахнет.
Нечто подобное произошло в двадцатые годы двадцатого века после победы большевиков, когда русская история была искажена, когда ее заменили историей революционных движений и классовой борьбы. Доходило до парадокса — прошлое Древнего Рима было известно советским людям гораздо более широко и ярко, нежели история Отечества.
Вот небольшой эпизод из романа
» — Григорий, — сказала царица осенью 1915 года, — мне нужен свой человек, заведомо преданный, который бы втайне ото всего мира перевел большие суммы денег в Германию.
— Эге, — сказал Распутин, задумавшись.
— Но этот человек должен действовать настолько точно, чтобы, как говорят русские, комар носу не подточил.
Задача невыполнимая — в разгар войны из России, ведущей войну с Германией, перекачать русское золото в немецкие банки!
— Есть у меня умный банкир, — начал Распутин.»
Не правда ли, узнаваемая ситуация,. Сразу вспоминаются Мавроди, Березовские и прочие «властью облеченные» аферисты, перекачивающие народное богатство России в зарубежные банки
Роман велик, подробный разбор его просто невозможен в небольшом сочинении Здесь важно вычленить причины, которые сделали Распутина влиятельным лицом в империи. И, насколько возможно, провести параллель между бедами нынешнего времени, когда разнообразные «Распутины» множатся, подобно паразитам, на теле современной России.
Только ограниченный человек может думать, что Распутин выдвинулся благодаря своей половой потенции или способностям экстрасенса. Если присмотреться к ярким фигурам фаворитизма, к таким самобытным личностям, какими были герцог Бирон, семья Шуваловых, братья Орловы, князь Потемкин-Таврический, Годой в Испании или Струензе в Дании, то мы увидим картину, совершенно обратную «распутинщине». Проявив в какой-то момент чисто мужские качества, фавориты затем выступали как видные государственные деятели с острой хваткой административных талантов — именно за это их и ценили коронованные поклонницы и поклонники.
Тот же Потемкин^ который был наделен крупными пороками, был человеком аморальным, порочным, одновременно обладал и высокими достоинствами Он строил города, заселял гигантские просторы степей Причерноморья, сделал из Крыма виноградный рай, выстоял под шквалом турецких ядер. Умнейшие люди Европы ехали за тридевять земель, чтобы насладиться беседой с русским Алкивиадом, речи которого блистали остроумием и афористичностью.
Какое уж тут сравнение с Распутиным’
Из истории известно, что, получив очень много, русские фавориты умели тратить деньги не только на себя. Они собирали коллекции картин и минералов, ценные книги и гравюры, вступали в переписку с Вольтером и Дидро, выписывали в Петербург иностранных архитекторов и живописцев, оркестры и оперные труппы, они вкладывали деньги в создание лицеев и кадетских корпусов, детских приютов и домов для престарелых, после них оставались картинные галереи, дворцы, парки, церкви, музеи, библиотеки.
А что дошло до нас от Распутина?
Грязные анекдоты, пьяная отрыжка, развратные истории.
Ни в какие другие времена «фаворит», подобный Распутину, не мог бы появиться при русском дворе; такого человека не пустила бы на порог даже Анна Иоанновна, обожавшая всякие уродства природы. Появление этого вурдалака в начале XX века вполне закономерно и обоснованно, так как в период социального разложения лучше всего процветает всякая погань.
Мало того, что императорская власть была в это время значительно ослаблена самими личностями потомков династии Романовых. Тут еще и различные политические партии, очарованные идеями социализма, вносили свой вклад во всенародную смуту.
Но констатация исторического факта — это не истина, а приближение к ней Можно еще раз вспомнить слова автора, что «исторический роман во многом современен», так как социальные проблемы имеют тенденцию повторяться во времени. То, что нес Распутин как индивидуум, в наше время приняло массовую форму Разврат, алкоголизм, наркомания, торговля всем и всеми, воровство, засилье криминала, деградация литературы, искусства, обилие голливудского ширпотреба, беспризорные дети, которых только в Москве более четырех тысяч, голодные старики — все это распутинщина, захватившая нашу страну со зловещей беспощадностью.
И только наследственный оптимизм российского гражданина помогает нам с надеждой смотреть в будущее

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема поиска истины