ТРИМАЛХИОН (лат. Trimalchio) — центральный персонаж романа Т. Петрония Арбитра «Сатирикон» (конец 50-х — начало 60-х гг. н. э.; форма произведения — «мениппова сатира», т. е. сочинение, представляющее собой смесь стихотворных и прозаических частей). Т. представляет собой тип богача-вольноотпущенника, со всеми особенностями этого рода людей, с точки зрения образованного и тонкого аристократа. Плохая сохранность произведения (от которого дошла до нас лишь незначительная часть — отрывки XIV и XV книг) делает эту эпизодическую фигуру (в прямом
смысле, поскольку жанр предполагает многочисленные вставные эпизоды, в том числе довольно крупные, не имеющие плотной связи с общей линией повествования) одним из главных героев сохранившегося отрывка. Значительная часть сохранившегося текста посвящена пиру Т., чей образ характеризуется не столько действиями, сколько речами и окружением. Разбогатевший вольноотпущенник, желая придать своей жизни блеск, приглашает на обед большое количество знакомых и незнакомых людей, в числе которых оказываются, естественно, в первую очередь те, кто в принципе не имеет иных средств к пропитанию и потому полностью зависит от хозяина;
поэтому гости соперничают друг с другом в лести, а Т. позволяет себе весьма неуважительные реплики, зная, что никто не станет выказывать обиду. Петроний широко пользуется языковыми средствами характеристики героев; речь Т. нарочито безграмотна, он говорит на т. н. «народной латыни», допуская — при претензиях на утонченность — все возможные виды грамматических ошибок, демонстрируя полное невежество. Так, происхождение коринфской бронзы он связывает с взятием Трои хитрецом Ганнибалом, который собрал металлическую смесь от расплавленных крыш, на одной из ваз у него изображена Кассандра, убивающая собственных детей («мертвые детки, как живые!»), а на стенах роспись изображает «Илиаду и Одиссею да Ленатов гладиаторский бой»; при этом у него греческая и латинская библиотеки, а за столом произносятся весьма изящные каламбуры, некоторые из которых требуют значительных интеллектуальных усилий. За обедом хозяин читает свои стихи (не вполне считающиеся с правилами) и выдает себя за поклонника музыки (хотя канатные плясуны в глубине души нравятся ему больше). Некоторые исследователи усматривают у Т. великодушие (имея в виду, в частности, что он в завещании освободил своих слуг); однако это великодушие имеет свои пределы: когда за столом оглашают нечто вроде городских известий и сообщается также о том, что раб Мит-ридат был распят за неуважительные слова о господине, Т. отнюдь не выказывает возмущения. Несочувствие автора-аристократа к герою подчеркивается и физической немощью последнего: он страдает самой прозаической болезнью — желудочным расстройством. Некоторые исследователи усматривали в образе Т. пародию на двор Нерона, даже отождествляя «Сатирикон» с тем сочинением, которое Петроний послал императору перед смертью и в котором он выказал свою неприязнь к бывшему товарищу по забавам. Однако эта оценка не имеет достаточных оснований: скорее — как полагает, в частности, Г. Буассье, видящий прототип Т. в личности всемогущего некогда Палланта,- это сатира на двор императора Клавдия, при котором вольноотпущенники действительно играли значительную роль, исполняя иногда обязанности министров Империи. Ж.-Ф. Лагарп характеризует Т. как «лысого, уродливого и слабоумного старика», «старого идиота» (энергичные реплики в устах столь утонченного критика). Если даже считать такую оценку чрезмерной, следует признать, что она соответствует авторскому замыслу.