Евгений Иванович Носов

Его родина — село Толмачево, недалеко от Курска. Отец — рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.
Первая его книга — «На рыбачьей тропе» (1959) посвящалась природе родного Курского края — «порубежной окраине России». Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений, хотя писатель затем отдаст должное и другим

российским землям — например, Северу (прежде всего это касается одной из наиболее известных его повестей «И уплывают пароходы, и остаются берега», 1970). И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налет газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В. Васильев, «.его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав. до необычайной остроты развили. способности пластического восприятия природы во всем многообразии ее красок, звуков, запахов и переменчивых состояний». Запоминающимися
были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, — таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) — «Мост» и «Дом за триумфальной аркой», в «Когда просыпается солнце», «Подпаске», «Радуге», «Шурупе».
У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление «праведной» деревни и «неправильного» города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе). При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, «и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село».
. (они) будут представлять собой всего лишь. некондиционный человеческий материал. Скрывать нечего, и в самом городе еще немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отверткой, а заколотить его молотком.» — и так далее. Еще в 1963 году Носовым была написана повесть «Моя Джомолунгма», посвященная выморочному быту одного старого дома, населенного разномастной публикой, сорвавшейся в свое время со своих корней; два года спустя — новелла «Объездчик», герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни.
Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми теплыми чувствами: «Храм Афродиты» (1967), «Шумит луговая овсяница» (1966), «Во субботу, день ненастный.» (1968) и многие другие произведения.
Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны ее ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть «Усвятские шлемоносцы», 1977), то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об ее окончании (рассказ «Красное вино победы», 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ «Шопен, соната номер два», 1973).
Герой повести — обычный колхозный конюх по имени Касьян, чья «вселенная, где он обитал и никогда не испытывал тесноты и скуки, почитай, описывалась горизонтом с полдюжиной деревень в этом круге». Он, как и большинство других мужиков из деревни Усвяты, получивших повестки на фронт и собирающихся в народное ополчение, почти никуда не отлучался со своей малой родины за всю свою жизнь. Но эту жизнь тем не менее нельзя назвать бедной впечатлениями и событиями — ибо она наполнена неиссякаемым смыслом труда на земле. Таков вообще, по Носову, настоящий человек от земли: он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств.
В жанровом отношении творчество Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других русских классиков.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Евгений Иванович Носов