«Обрыв» краткое содержание по частям романа Гончарова

Часть первая

Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.

Беловодова — вдова 24 лет. Мать ее умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живет с двумя богатыми тетушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.

Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть

ли у нее чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать.

Райский хочет написать портрет Софьи, а еще он задумывает серьезное дело — написать роман.

Райский около 10 лет живет в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на нее вступил. Он воспитывался опекуном.

В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл ее не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень еще удивительнее».

После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке

Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой.

Вера жила одна в старом доме.

Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сестры, добрый дядя. Этот дядя — друг бабушки Ватутин Тит Нилыч.

Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но ее хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.

Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.

Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чем не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам.

Райский начал писать стихи и прозу.

По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодежь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко.

Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться еще 3 года, а Райский хотел немедленной славы.

Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нем описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от ее преданности, и он не женился.

Райский начал набрасывать начало нового романа.

Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.

Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари.

Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.

Часть вторая

Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в свое имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчетами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сестрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть свое приданое, но, в конце концов, берется управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст.

При ее управлении в имении полный порядок.

Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой веселой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.

Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город — хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.

В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружен в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов.

Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.

Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казенного заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, ее головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал ее из Москвы от тетки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела.

Позже Ульяна признается Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.

Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.

Марфинька — счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удается. Марфинька не понимает его намеков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке.

Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.

В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признается, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков.

Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в нее кто-нибудь был влюблен, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у нее дело не идет.

Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки.

В разговоре Марк называет Райского неудачником.

Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сестры непохожи, как день и ночь.

Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребенка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.

Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и веселые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.

Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застает его жену с любовником. Оттуда он идет к Марку Волохову.

Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.

Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто ее эмансипировал.

Райский и Вера договариваются о дружбе.

Часть третья

Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу.

Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищенный ее поступком, целует ее.

Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки.

У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.

Прошел месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застает у него Марка.

Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблен.

Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.

Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит ее до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.

Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещенные книги, берет на себя его вину и едет объясняться к губернатору.

Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего.

Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продает лес и сам живет в его чаще со своей сестрой.

Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идет слух, что он влюблен. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой.

Райский поражен собственным безволием.

Вера признается Райскому, что ее герой — не Тушин. Чтобы остеречь ее, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чем она говорит бабушке.

На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.

В доме идет приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит ее, а увлекся ею, как увлекался другими женщинами.

Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнает о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в ее саду яблоки.

Часть четвертая

Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодежи запрещенные книги, быть тише.

Марк обвиняет ее в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в ее лице товарища. Они решают расстаться.

Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма.

Как потом выяснилось, Вера с попадьей писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей.

Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, ее написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.

Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.

Райский получает письмо от Аянова, из которого узнает, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.

Райский огорчен отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила ее. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского.

Он не верит, считает ее сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать ее силой, не пускать на обрыв.

Вера, услышав выстрел , побежала к обрыву. Райский задержал ее, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.

Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь — не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего.

Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернется, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»

Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал все, он был взбешен. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждет Веру, чтобы посмотреть ей в глаза.

Придя домой, Вера падает без чувств.

Часть пятая

Вера прощает Райскому его неблагородный поступок, рассказывает историю своих отношений с Марком и просит передать все бабушке. Бабушка делает вид, что ничего не замечает, но она чувствует, что у Веры большое горе, и говорит об этом Райскому.

Вера находит в себе силы выйти к гостям, приехавшим на именины Марфиньки. В саду Тушин делает ей предложение, но Вера, думая, что он все узнал, спешит рассказать ему о своем падении.

Марфинька уезжает гостить к матери жениха. Райский рассказывает бабушке о Вере и Марке. Бабушка три дня бродит по полям, как безумная. На третий день она тяжело заболевает.

Дворня дает обеты в надежде на ее выздоровление. Набожный Савелий обещает поставить большую позолоченную свечу, а Варвара — пойти пешком в Киев. Ее от обета позже освободил священник.

Райский поражен величием личности бабушки. В тот же день, когда слегла бабушка, у Веры начался жар и бред. Услышав, что Вера больна, бабушка идет к ней, ухаживает за ней и прощает ее.

Вера исповедуется бабушке.

Именины Марфиньки прошли тихо. Бабушка с Верой ласкова, ночует у нее. Съездив в город, Татьяна Марковна о чем-то поговорила с Ватутиным, после чего он спешно уехал в свою деревню. Бабушка хочет исповедаться Вере в своем грехе, но Вера отговаривает ее. Бабушка принимает это как Божье прощение.

Она забирает Веру в свой дом.

Вера находит отраду в труде. Марфинька, возвратившись ненадолго и поддавшись общей грусти, уезжает снова в имение жениха в Колчино до свадьбы, назначенной на октябрь. Райский съездил за Титом Нилычем, который с радостью вернулся в свой дом в городе.

Вера получила от Марка второе письмо. Она прочитала его вместе с первым, которое пришло раньше, на следующий день после последнего свидания. Марк пишет, что готов обвенчаться, и просит о встрече. Вера стала доверять людям. Она решает посвятить во все Тушина, которого письмом просит приехать, и бабушку, показывая ей письма Марка.

Бабушка велит разрушить беседку — место свиданий. Тушин передает Марку записку Веры о разрыве отношений. Марк нехотя обещает уехать.

Внезапно он понимает, что крик Веры у подножия горы не был призывом, а криком о помощи. Вскоре Козлов приносит новость, что Марк Волохов едет к тетке в Новгородскую губернию, а потом хочет попроситься в юнкера и отправиться на Кавказ.

Райский неделю гостил у Тушина, прекрасного хозяина, но внезапно был вызван бабушкой по срочному делу. Тушин едет с Райским.

Бабушка рассказала Борису, что Тычков и Крицкая распустили слух об отношениях Веры то ли с Райским, то ли с Тушиным. Тушин готов сказать, что сватался и получил отказ, поэтому Вера и Бабушка были огорчены, даже заболели. Тушин хочет жениться на Вере, но бабушка советует подождать с предложением, пока Вера не оправится.

Райский рассказывает Крицкой, что видел, как Тушин на обрыве делал Вере предложение, а она отказала и велела годик подождать. Райский узнает историю любви бабушки, случившуюся 40 лет назад. Ее свидание с Ватутиным в оранжерее обнаружил граф, который к ней сватался. Тит Нилыч чуть его не зарезал за пощечину.

Они договорились, что граф будет молчать о случившемся, а Ватутин не женится на Татьяне Марковне. Садовник стал свидетелем этой драмы. От него о случившемся узнала его жена, которая и распускает сплетни сейчас, спустя 40 лет.

Свадьба Марфиньки была скромная, всего 50 гостей. Имение опустело: Марфинька уехала к мужу, бабушка и Вера — в бабушкино имение Новоселово, пока Тушин нанял архитектора для восстановления старого дома в Малиновке; Козлов вернулся домой. Зимой бабушка и Вера собираются позвать погостить Тита Нилыча.

Райский закончил портреты Веры и бабушки. Город судачит о предстоящей свадьбе Веры и Тушина, но Вера ничего об этом не знает.

Райский начинает свой роман о Вере, но дальше эпиграфа и посвящения дело не идет. Он одержим новой идеей — поехать в Италию, чтобы «лепить». В январе Райский уезжает с Кириловым в Дрезден, затем в Англию и в Париж, весной в Швейцарию и Италию.

Отовсюду его тянет домой, к Вере, Марфиньке и бабушке. За этими фигурами стоит другая «бабушка» — Россия.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Обрыв» краткое содержание по частям романа Гончарова