Краткое содержание «Избранная критика» Ходасевич
Гумилев и Блок
Это люди разных поэтических поколений. Блок — символист, Гумилев — враг символизма. Для Блока его поэзия — духовный подвиг, неотделимый от его жизни, для Гумилева — форма литературной деятельности.
Блок — поэт всегда, Гумилев — лишь когда писал стихи. Гумилев обладал отличным литературным вкусом, было что то ребяческое в его стриженной голове, в его выправке, скорее гимназической. Блок считал свое слово о Пушкине последним. Он завещал обществу и русской литературе хранить пушкинское наследие — свободу.
Блока же в Гумилеве задевала «пустоватость, ненужность, внешность». Акмеизм казался Блоку разложением «брюсовщины». Ведь влияние Гумилева на литературную молодежь росло и это влияние Блок считал пагубным. Вскоре вражда пробилась наружу. «Цех поэтов» — первоначально был в литературном смысле беспартийным. Но акмеисты завладели им, когда акмеизм кончился «Цех» заглох.
В 1921 году Гумилев хочет его воскресить. Из слов Мандельштама я понял, что «перевыборы» были
Московский литературно-художественный кружок
Первый вторник посвящен поэзии Фета, доклад читал Брюсов. Оживленная часть вечера прошла в столовой. В кружке проходили бои молодой литературы со старой. Была у кружка библиотека с читальней, где имелось много ценных изданий.
Брюсов захотел издавать «Известия» кружка.
Пролеткульт
В 1918 году я читал лекции о Пушкине студенческой пестрой аудитории. Я могу засвидетельствовать ряд прекрасных качеств русской рабочей аудитории — подлинное стремление к знанию и интеллектуальную честность. Нам начали мешать.
При Пролеткульте хотели издавать журнал «Горы» под редакцией студентов.
О символизме
Был на лекции Аненнского, где лектор дал краткий обзор русского символизма. Все сказанное было исторически верно, но лектор знал символизм по книгам, символизм не изучен и не прочитан. Тот кто дышал воздухом символизма, навсегда уже чем-то отмечен. Слишком многое сознательно строилось на перекличке переживаний, мыслей, тем. Написанное всегда было или становилось для символистов реальным жизненным событием.
Писатель не отчуждается от человека, часть творческой энергии и часть внутреннего опыта воплощалась в творчестве, а часть — недовоплощалась, утекала в жизнь, подобно тому как утекает электричество при плохой изоляции. Это и есть недовоплощенность символизма, для символиста писатель и человек суть окружность и многоугольник, одновременно и описанные и вписанные друг в друга.