ЙОЗЕФ КНЕХТ (нем. Joseph Knecht, от нем. der Knecht — слуга) — герой романа Г. Гессе «Игра в бисер» (1943). По замыслу автора, Й. К. живет в далеком будущем, когда давно позади остался XX век с его кризисами, революциями и диктаторскими режимами, когда миновала эпоха «фельетонизма», опошления духовных ценностей. Человечество решило не повторять ошибок прошлого; с этой целью была создана «республика духа» — Касталия, где интеллектуалы и гуманисты, занимаясь особой игрой, пытаются вывести на основе законов всех наук и искусств некую универсальную
формулу культуры. Мир существует сам по себе, финансируя «республику духа», посылая туда лучших своих представителей. Й. К. проходит в Касталии все стадии обучения и в конце концов становится Магистром Игры. «Республика духа» — своеобразный монастырь: ее жители в малой степени связаны с миром, с обществом, они хранят обет безбрачия. Й. К. не испытывает сомнений и до поры до времени не жалеет о своем выборе, хотя «у него тоже были порывы, фантазии и влечения, поддававшиеся укрощению лишь постепенно и с великим трудом». Но все в прошлом, Й. К. обрел свое место. Он талантлив в разных науках, что необходимо
для касталий-ца, пишет, музицирует, воспитывает учеников, утешает всех, кто испытал разочарование. У него есть друг Плинио Дезиньори, в беседах с которым он проводит время. Неожиданно И. К. принимает решение покинуть Касталию, сложить с себя высокие полномочия и стать воспитателем сына Плинио Дезиньори. В семье Дезиньори герой обретает понимание, строптивый и избалованный мальчик Тито привыкает к учителю, «и полон благих намерений». Пребывание Й. К. в доме Дезиньори заверша-ется^трагически: купаясь вместе с Тито в озере, Й. К. тонет. Финальная сцена, несмотря на весь драматизм, имеет символическое значение: Й. К., покинув замкнутый мир Касталии, сначала погружается в жизнь, а потом в своей гибели сливается с природой, с мирозданием, формулу которого он искал в касталийских духовных упражнениях. Полемика вокруг романа Гессе и образа героя сводилась к вопросу: что является целью жизни человека — уединение и отказ от мира, углубление в духовные упражнения либо выход в мир, совершение какого-то полезного дела, пусть такого малого, как воспитание одного ученика? Образ Й. К. не дает прямого ответа, особенно если внимательно прочитать приложенные к роману «Три жизнеописания», каждое из которых подтверждает и опровергает другое.