Гуманизм, как творческая позиция Джона Фаулза

Вошел в литературу в 60-х гг., получил признание как один из величайших прозаиков. Произведения Фаулза – романы, повести, рассказы, эссе – вопреки разнообразию тем и образов, богатства приемов художественного изображения – объединены ведущей для его творчества проблемой: формирование самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Постижение собственной сущности оказывает содействие ориентации в мире и раскрытию возможностей личности. Преодоление отсталой, архаической, темной стихии, присущей человеку, открывает возможности

для приобщения к жизни, красоте, гуманности.
Фаулз родился в городке Ли-Вон-Сии, что в графстве Эссекс. Учился в элитной школе в Бедфорде, со временем служил в Королевском флоте в морской пехоте. После Второй мировой войны продолжил образование в Нью-коледже Оксфордского университета, где специализировался в области романо-германской филологии. Преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, Англии и оставил педагогическую деятельность лишь в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа “Коллекционер” (“The Collector”) разрешил ему полностью отдаться творчеству. Тогда Фаулзу было
уже почти сорок лет, он имел основательный жизненный опыт, его взгляды сформировались, а политические симпатии определились. Он был убежденным неприятелем английских консерваторов, ему были близки взгляды лейбористов (особенно их “левого” крыла).
Фаулз называл себя “социальным демократом”, сторонником “английского социализма”, за возрождение которого он и высказывался, имея во внимании (и в этом его взгляды совпадали с позицией Д Шоу), что капитализм неизбежно истощит, переживет себя, а система продуманных реформ может оказывать содействие этому процессу. Фаулз поддерживал движение “зеленых”, что выступают за сохранение естественной окружающей среды. В своих эстетичных принципах он ориентировался на классические традиции, высоко ценил реалистическое искусство, считал его связь с жизнью непреходящей стоимостью, хоть в собственном литературном творчестве отнюдь не придерживается традициональных клише, органически объединяя свою преданность классике со смелыми художественными экспериментами.
Гуманизм является краеугольным камнем мировоззренческих и творческих позиций писателя. Фаулз считал, что литература должна оказывать содействие духовному усовершенствованию человека, быть серьезной и гуманной. Он придавал большое значение этическому компоненту в творчестве. Критики и о самом Фаулзе пишут как о писателе, который воплотил в своих произведениях этические нормы лучших образцов мировой литературы. Работая в разных жанрах, Фаулз больше всего проявил самобытность своего таланта как романист. Романный жанр он ценил и как “возможность выразить свой взгляд на жизнь”, и как форму влияния на духовную и моральную жизни общества.
После “Коллекционера” в 60-х гг. увидели мир такие романы Фаулза: “Маг” (“The Magus”, 1965), “Женщина французского лейтенанта” (“The French Lieutenant’s Woman”, 1969). К этому же периоду принадлежит и книга “Аристос” (“The Aristos”, 1964), в которой Фаулз делится своими мыслями и соображениями о проблемах философии, искусства, этики. Это своеобразный “автопортрет художника”, который разрешает читателю познакомиться с широким кругом вопросов, которые волновали писателя. В этой книге Ф. высказывает мысль о том, что основой творчества должна быть четкая философская и эстетическая концепции.
Среди многих шедевров мировой литературы Фаулз с особым трепетом относился к “Одиссее” Гомера и “Буре” В. Шекспира. Об этом он пишет в эссе “Острова”. “Одиссея”, этот первый роман в истории человечества, который содержит в себе вечные темы – путешествия по территории жизни и странствования в глубинах собственного “я”, тема поиска и стремления к познанию окружающей среды. Шекспировскую “Бурю” Фаулз воспринимает как пьесу о победе истинной культуры над бездушием, благородства и порядочности – над фальшивыми ценностями. Глубокий смысл приобретает в этом контексте образ “острова” и мотив “пребывания на острове”. В “Одиссее” Фаулз особенно отличает эпизод с нимфой Калипсо, пленником которой на протяжении семи лет остается героем, попав на остров Огигию.
Здесь, в гроте, оплетенного виноградной лозой, Калипсо прятала Одиссея от всего мира; здесь, соблазненный ее чарами, он оставался на протяжении многих лет, тем не менее, не забыл своей родины и снова возвратился в мир жизни, продолжив свое путешествие в родную Итаку. Герои шекспировской “Бури” также оказываются на острове, где мудрый Просперо, унимая эгоистические стремления и в самом себе, и в других, помогает людям возвратить душевное равновесие, ощутить красоту природы. Повествуя о “Буре”, Фаулз отмечал: “Настоящим островом в пьесе является наша планета в безграничном океане Вселенной”.




Заметка про экскурсию в музей.
Сейчас вы читаете: Гуманизм, как творческая позиция Джона Фаулза