Гуманизм, как творческая позиция Джона Фаулза
Вошел в литературу в 60-х гг., получил признание как один из величайших прозаиков. Произведения Фаулза — романы, повести, рассказы, эссе — вопреки разнообразию тем и образов, богатства приемов художественного изображения — объединены ведущей для его творчества проблемой: формирование самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Постижение собственной сущности оказывает содействие ориентации в мире и раскрытию возможностей личности. Преодоление отсталой, архаической, темной стихии, присущей человеку, открывает возможности
Фаулз родился в городке Ли-Вон-Сии, что в графстве Эссекс. Учился в элитной школе в Бедфорде, со временем служил в Королевском флоте в морской пехоте. После Второй мировой войны продолжил образование в Нью-коледже Оксфордского университета, где специализировался в области романо-германской филологии. Преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, Англии и оставил педагогическую деятельность лишь в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» («The Collector») разрешил ему полностью отдаться творчеству. Тогда Фаулзу было уже
Фаулз называл себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма», за возрождение которого он и высказывался, имея во внимании (и в этом его взгляды совпадали с позицией Д Шоу), что капитализм неизбежно истощит, переживет себя, а система продуманных реформ может оказывать содействие этому процессу. Фаулз поддерживал движение «зеленых», что выступают за сохранение естественной окружающей среды. В своих эстетичных принципах он ориентировался на классические традиции, высоко ценил реалистическое искусство, считал его связь с жизнью непреходящей стоимостью, хоть в собственном литературном творчестве отнюдь не придерживается традициональных клише, органически объединяя свою преданность классике со смелыми художественными экспериментами.
Гуманизм является краеугольным камнем мировоззренческих и творческих позиций писателя. Фаулз считал, что литература должна оказывать содействие духовному усовершенствованию человека, быть серьезной и гуманной. Он придавал большое значение этическому компоненту в творчестве. Критики и о самом Фаулзе пишут как о писателе, который воплотил в своих произведениях этические нормы лучших образцов мировой литературы. Работая в разных жанрах, Фаулз больше всего проявил самобытность своего таланта как романист. Романный жанр он ценил и как «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и как форму влияния на духовную и моральную жизни общества.
После «Коллекционера» в 60-х гг. увидели мир такие романы Фаулза: «Маг» («The Magus», 1965), «Женщина французского лейтенанта» («The French Lieutenant’s Woman», 1969). К этому же периоду принадлежит и книга «Аристос» («The Aristos», 1964), в которой Фаулз делится своими мыслями и соображениями о проблемах философии, искусства, этики. Это своеобразный «автопортрет художника», который разрешает читателю познакомиться с широким кругом вопросов, которые волновали писателя. В этой книге Ф. высказывает мысль о том, что основой творчества должна быть четкая философская и эстетическая концепции.
Среди многих шедевров мировой литературы Фаулз с особым трепетом относился к «Одиссее» Гомера и «Буре» В. Шекспира. Об этом он пишет в эссе «Острова». «Одиссея», этот первый роман в истории человечества, который содержит в себе вечные темы — путешествия по территории жизни и странствования в глубинах собственного «я», тема поиска и стремления к познанию окружающей среды. Шекспировскую «Бурю» Фаулз воспринимает как пьесу о победе истинной культуры над бездушием, благородства и порядочности — над фальшивыми ценностями. Глубокий смысл приобретает в этом контексте образ «острова» и мотив «пребывания на острове». В «Одиссее» Фаулз особенно отличает эпизод с нимфой Калипсо, пленником которой на протяжении семи лет остается героем, попав на остров Огигию.
Здесь, в гроте, оплетенного виноградной лозой, Калипсо прятала Одиссея от всего мира; здесь, соблазненный ее чарами, он оставался на протяжении многих лет, тем не менее, не забыл своей родины и снова возвратился в мир жизни, продолжив свое путешествие в родную Итаку. Герои шекспировской «Бури» также оказываются на острове, где мудрый Просперо, унимая эгоистические стремления и в самом себе, и в других, помогает людям возвратить душевное равновесие, ощутить красоту природы. Повествуя о «Буре», Фаулз отмечал: «Настоящим островом в пьесе является наша планета в безграничном океане Вселенной».