Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко «Имя розы»
Автор романа «Имя розы» Умберто Эко — известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много сил изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе «Имя розы» писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремиkся написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя. Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ столетия, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе изменяются не
В новый период читатель становится соавтором, не объектом влияния, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения. «Имя розы» — постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать лишь как историко-детективное произведение. Впрочем,
Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, принуждает читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимейший образов романтиков ХІХ столетияе, и «Букет розы» Рильке.У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель, становится, будто соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, так как без читателя жизнь произведения невозможна. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается. Читатель может быть хорошо осведомленным (и видеть в тексте романа множество значений).
Умберто Эко писал о том, что временами даже самый наивный читатель видит в произведении самые неожиданные значения и связи, которые могут привести в удивление самого автора. Каждый читатель идет дальше текста, и это движение (нанизывание новых значений) длится бесконечно. В «Записках на берегах «Имени розы» Умберто Эко писал, что каждое новое художественное произведение состоит из всех предыдущих. В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое. Ведь каждый писатель вместе с тем является и читателем других произведений.
Поэтому, например, в «Имени розы» образ англичанина Вильгема, который уже в начале романа (в сцене с монахами) демонстрирует чрезвычайное знание связей между частными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом. Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя (большого количества читателей), которые, будто мяч, передают друг другу свои значения и ассоциации. Умберто Эко считал, что искусство (и литература в частности) является источником эстетичного удовлетворения, т. е. в определенном смысле, «развлекает».
Однако одного может «развлечь» философский трактат, а другого — бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книге пассивно и потребительски, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот,- является активным, старается постичь замысел автора, который нуждается в определенных усилиях и знаниях.
Умберто Эко считает, что так книга сама формирует своего читателя, поэтому произведение должно быть таким, чтобы читатель каждый раз открывал в нем что-то новое. Таким многозначным произведением со сложной структурой и является «Имя розы». Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но вместе с тем остается целостным, объединенным линией авторского замысла. Произведение завершено, но и открыто для безграничного количества новых значений, оно не заперто в себе, а начинает диалог с каждым новым читателем.