Обзор повестей и рассказов Довлатова
Цикл «Наши» связан одновременно с традициями одесских произведений Бабеля и автобиографической прозы Искандера. Рассказы цикла посвящены близким родственникам автобиографического героя. Он рассказывает о своих дедах по линии отца и матери, о родителях, двоюродном брате, жене и дочери. История рода, проникнутая юмором и любовью, заканчивается рождением сына — ребенка с иностранным именем, увидевшего свет с Америке. «Это то, к чему пришла моя семья и наша родина», — с печалью заключает автор.
Сюжет цикла «Чемодан» развивается
Случайным вещам из чемодана противопоставлена куртка Фернана Леже. Чемодан напоминает Довлатову о чемодане с рукописями Платонова, пропавшем в годы войны.
Цикл «Ремесло», скептически названный автором «признаниями литературного неудачника», представляет собой творческую
Повесть С. Довлатова «Иностранка» была впервые опубликована в 1986 г. Она повествует о молодой женщине из «хорошей семьи», у которой было счастливое детство. «Всем, у кого было счастливое детство, необходимо задумываться о расплате. Веселый нрав, здоровье, красота — чего мне это будет стоить?» — философски размышляет автор о судьбе своей героини. Ее «платой» становится любовь к человеку «с безнадежной фамилией Цехнови-цер». Отдаленным результатом этой любви и стал ее отъезд в эмиграцию. Мария Татарович, одинокая русская женщина с ребенком, оказалась на сто восьмой улице Нью-Йорка и неожиданно для окружающих полюбила латиноамериканца Рафаэля Гонзалеса. Фоном к любовной повести в «Иностранке» служит жизнь русской колонии Нью-Йорка.
В повести «Филиал» тоже переплетаются две сюжетные линии: воспоминания о первой любви автобиографического героя и изображение его жизни в эмиграции, работы на радио «Третья волна», взаимоотношений и течений внутри эмигрантской среды.
Довлатов прожил в Америке двенадцать лет. В 1990 г. он скоропостижно умер от сердечного приступа, не дождавшись издания своих произведений на родине. Первые книги его рассказов: «Чемодан», «Зона», «Рассказы» вышли к пятидесятилетию писателя, до которого он не дожил. Совсем недавно вышло в свет трехтомное собрание его прозы, стали появляться воспоминания и статьи о нем.
Довлатов создал своеобразный, точный, скупой и афористичный язык. Его стиль отличается изысканной простотой. Использование анекдотических ситуаций, жизненность тем делают его прозу увлекательным чтением. Популярность Довлатова со временем возрастает. Объясняется это и чувством, откровенно высказанным в цикле «Ремесло»: «Я люблю Америку. Благодарен Америке, но родина моя далеко. Нищая, голодная, безумная и спившаяся! Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших своих сыновей!. Родина — это мы сами. Все, что с нами было, — родина. И все, что было, — останется навсегда.» В критике высказывалось мнение, что Довлатов — художник мира, канувшего в прошлое. Но если наш мир — это мы сами, Сергей Довлатов навсегда останется летописцем нашего времени и нашим современником.