Персонажи “Декамерона”

“Декамерон” – сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг. Персонажи обрамления “Декамерона” – трое молодых людей и семь дам, которые встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов – Санта-Мария-Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе называется точная дата, так что у читателя не остается никаких сомнений: действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 г. Боккаччо дает выразительную картину зачумленного города. Невольно возникает ощущение

символичности происходящего. Чума – не просто болезнь, но еще и метафора кризисного состояния мира: “.горожане избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а иные и совсем не ходили друг к другу, если же виделись, то издали”.
Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций – вот чем сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок – тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои “Декамерона”. Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч. “Десятидневник”). Здесь царят нега и покой, а манящая природа
гармонично сочетается с прекрасными творениями рук человеческих. Герои обрамления предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное – они развлекают друг друга историями.
В книге Боккаччо знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, органично входят в своеобразный учебник повествовательного искусства, каковым и становится “Декамерон”. В некоторых случаях автор даже открыто призывает читателя выбрать из нескольких вариантов концовок один.
Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис.). В большинстве новел события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им.
Десять дней “Декамерона” – десять тематических блоков. В рассказах первого дня нет единой темы. Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью. День четвертый – любовным историям с несчастливым концом, день пятый – со счастливым. Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца, седьмого – хитроумных поступков жен, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях. В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах. В девятый день “каждый рассказывает о чем угодно и о чем ему больше нравится”. Но здесь намечается поворот к серьезной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день. Это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются, чей герой окажется более душевно щедрым – монарх, рыцарь, клирик или мудрей?.
Порочная и нечистая жизнь священнослужителей – одна из сквозных тем “Декамерона”. Критика духовенства часто вполне добродушна – в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в “Декамероне” неизменно похотливы.
Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в ее изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягченных, уклончивых выражений). Все это встречалось и в комических жанрам средневековой литературы. Но автор “Декамерона” соединяет подобный материал с исполненными высокой патетики сюжетами, подвергает его тщательной литературной отделке. Многие новеллы не более чем шутка – например, история о журавлях, стоящих на одной ноге. Другие же весьма пространны, в них нанизываются переодевания, кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения, пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения. Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему бессмысленно. Автор “Декамерона” высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает и охотно изображает мир купцов. Встречается взаимодействие житейской прозы с фантастикой.




Эпоха возрождения произведения.
Сейчас вы читаете: Персонажи “Декамерона”