Аристофан: сарказм афинского демоса

В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Афинская комедия классической эпохи была по преимуществу комедией политической. Непревзойденным мастером политической комедии считался Аристофан (450 – 388 гг.), уроженец Афин, единственный писатель политической комедии, от которого дошло до нас одиннадцать пьес. Отличительными свойствами творчества Аристофана служат: художественная красота формы, неистощимое остроумие, сочетание драматических, комических

и лирических настроений. В своих комедиях Аристофан выражает интересы аттического крестьянства и средних слоев городской демократии.
Главной мишенью аристофановского сарказма служил вождь афинского демоса Клеон, выведенный в двух комедиях: “Вавилонянах” (дошли только отрывки) и затем во ” Всадниках”, о которой упоминалось в другой связи. Сюжет “Всадников” ( 424 г.) таков. У афинского Демоса, одряхлевшего, выжившего из ума старца, два честных, но слабохарактерных раба – Никий и Демосфен. Наряду с ними имеется еще третий народный слуга – Клеон, пафлагонец кожевник, плут, дурак и нахал. Обещая Демосу
кучу благ, пафлагонец на самом деле обманывает и разоряет несчастный афинский народ. Возмущенные поведением своего коллеги, Никий и Демосфен пускаются на хитрость, надеясь выбить клин клином. С этой целью они подговаривают некоего колбасника, еще большего плута и демагога. Колбасник вступает в соревнование с пафлагонцем, обещая еще большие блага Демосу. В конце концов победа остается за колбасником. Разгневанный народ прогоняет своего недавнего кумира, пафлагонца. После этого происходит чудесное омоложение Демоса, переваренного колбасником в котле. Помолодевший Демос начинает новую, здоровую жизнь, берется за собственный ум и прогоняет демагогов. В сопоставлении с нашим предшествующим изложением ясно, до какой степени образ Клеона в изображении Аристофана далек от исторической действительности.
Аристофан жил в сложный и бурный период афинской истории – в период пелопонесской войны. В его комедиях нашли отражение все крупные события и явления этой замечательной эпохи мировой истории. Так, в комедии “Мир” ( 421 г.) жесточайшим образом осмеяна военная партия, вовлекшая Афины в пелопонесскую авантюру и разрушившая все благосостояние Афин. Главное действующее лицо комедии Тригей на навозном жуке поднимается на небо и там узнает, что причиной всех бедствий афинян является запертая в пещере богиня мира, которая теперь не может рассыпать свои блага на афинский полис, на виноградники, оливковые рощи, реки и моря. Виноградарь Тригей освобождает богиню мира, и тогда все входит в нормальную, мирную колею. Люди живут, радуются, пьют, едят и любят. Все радуются, за исключением одних оружейников, главных виновников войны, погруженных в глубокую печаль. Та же самая идея мира проводится в комедии “Лисистрата”, поставленной на афинской сцене в 411 г. На этот раз мира требуют женщины и добиваются его тем, что расстаются со своими мужьями. Заговором женщин руководит Лисистрата, по имени которой и названа комедия. В “Женской экклесии, поставленной в 392 г., Аристофан вводит нас в социальную борьбу афинских партий и знакомит с политическими лозунгами и программами этого периода. Комедия ” Плутос” ( “Богатство”) (388г.) посвящена изображению всепоглощающей страсти афинян к приобретению богатств какими угодно средствами.
Ядовитые стрелы Аристофана


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пример метода изучения опыта.
Сейчас вы читаете: Аристофан: сарказм афинского демоса