«Простак» Вольтера, как зеркало жизни эпохи Просвещения

К какой эпохе принадлежит творческая деятельность Вольтера? Творчество Вольтера является слоговой частью эпохи Просвещения, которая является философско-идеологическим течением XVIII ст. и отразилась во всех сферах искусства, в том числе и в литературе. Для эпохи Просвещения были характерными такие задачи: просвещение населения, распространение культуры научного знания, улучшение жизни с помощью культуры. Эпоха Просвещения была характерной борьбой за властвование ума, общее равенство, начиная с второй половины XVII ст. в Англии и к XIX ст. в России. Классицизм ориентировался на античные образцы, воспевал естественного человека, сентиментализм ориентировался на культ естественных чувств, частично реализм, который изображал жизнь «в формах самой жизни» посредством создания типичных образов. Философская повесть, психологический, эпистолярный и авантюрный роман, литературная сказка, революционная песня, политический памфлет и др.
Вольтер — великий французский писатель и ученый-энциклопедист. Автор философских повестей, драматургии, сказок. Особенности произведений Вольтера — простой, доступный язык, афористичность, острая сатира и др. Философские повести — наиболее значимые произведения Вольтера. Они имеют публицистический характер, где все действует согласно философскому тезису. Вольтер использовал приключенческо-авантюрные сюжеты, восточную экзотику, фантастику для описания действительности. Ирония и сарказм присущи его произведениям и служили целью сатирического изображения феодальной Европы.
Вольтер сталкивает естественного человека, далекого от порядков и условностей, с так называемым «цивилизованным миром». Писатель поднимает темы, которые он считает мировым злом: антимонархическую, антирелигиозную и др. Вольтер считает монархию социальным злом, освещает ее деспотизм и беззаконие, а также сатирически описывает и представителей религии. Индеец Гурон, «естественный человек», оказывается во Франции, где сталкивается с цивилизованным миром. Гурон проходит все стадии преобразования в «цивилизованного» человека: он находится на военной службе, оказывается в Бастилии, откуда его высвободила невеста, м-ль де Сент-Ив. В отличие от Ж. Ж. Руссо, который считал «естественного человека» путем к светлому будущему его человечества, Вольтер сталкивает своего героя Гурона с цивилизованным миром, освещает все недостатки и цивилизации, и «естественного человека». Вместе с тем Вольтер демонстрирует сложный путь человека к своей мечте, когда он может на самом деле считать себя человеком. Вольтер указывает человечеству этот путь — это культура. Читатели должны приходить к выводу, что и власть, и образование, и культура в будущем должны быть направлены на воспитание идеального человека. «История — это прежде всего картина преступлений и несчастий. Толпы людей исчезают на ее великой сцене.» Великий писатель эпохи Просветления, Вольтер рассматривает историю народов как историю их повреждения цивилизации. Он считает, что именно цивилизация виновата в затмении народа религией, которая также является следствием обезображенного исторического пути народов. Простак как олицетворение народа, не испорченного цивилизацией. Вольтер идеалезирует простую жизнь народов во времена, когда не было никаких государств. Ум, не тронутый цивилизацией, считает Вольтер, способен мыслить умно, вести себя естественно. Гурон, который приехал из глубинки, не умеет и не понимает ничего: законов так называемого «цивилизованного общества». Таким он и остается, не смотря на все старания сделать его гражданином общества.
Является ли Простак идеалом для Вольтера? Поскольку Простак — человек из глубинки, не обезображенной цивилизацией, Простак является идеальным, не испорченным человеком, он не верит в Бога, не понимает, зачем обществу так много законов, если все их нарушают. Война как один из самых страшных пороков, присущих человеческой цивилизации Вольтер изображает войну как бессмысленную борьбу, следствием которой является смерть многих людей. Читатель видит и воспринимает войну глазами Простака, который не понимает, за какие призрачные ценности они воюют.
Современное общество хотя и очень далеко отошло от времен Вольтера, но в нем остались недостатки испорченного общества, описанного великим писателем — алчность, взяточничество, беспринципность, сластолюбие и др. Объясните ваше отношение к недостаткам современного общества, к функциям государственных и религиозных учреждений, к войне как к способу решения разногласий. Объясните ваше отношение к войне как к средству решения межгосударственных проблем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...