Образ Рудина в романах Тургенева

Рудин — одна из разновидностей «лишних людей», созданных русской жизнью и уже воплощенных в героях русской литературы-Онегине, Печорине, Бельтове, Агарине (в поэме Некрасова «Саша»). В людях этого сложного типа большое духовное богатство растрачивалось бесплодно. Никто из них не нашел своего призвания и настоящего дела. Они мучительно искали, но ни в чем — ни в одной сфере деятельности, ни в любви (которая играла в их жизни часто первую роль) -они не осуществили своих надежд, своих запросов. Все кончилось скукой, разочарованием,

сознанием своей бесполезности и неумением найти свое место в том мире, где они жили, — в русской действительности. Рудин — продолжение, но не повторение онегинско-печоринского типа (лишних людей из дворянской ари стократической среды). Он, сын бедного помещика, учился в Московском университете, скитался за границей, «был весь погружен в германскую поэзию, в германский романтический и философский мир». Он проповедник и энтузиаст. Он умеет и себя, и других увлекать словами о свободе, о самопожертвовании, о «блаженстве деятельности», звать и зажигать, особенно молодые сердца. Но он или не умеет действовать, или,
чаше всего, не может действовать вследствие неблагоприятных для него общественных условий. За что бы он ни брался, все кончается неудачей. Ничем кончились, например, его агрономические затеи (усовершенствования, нововведения) в имении богатого барина, с которым случайно столкнула его судьба. Как мыльный пузырь, лопнуло задуманное им «общеполезное дело»- превратить в одной из губерний несудоходную реку в судоходную. Постигла его неудача и на педагогическом поприще, где он тоже хотел «коренных преобразований», став преподавателем гимназии. Жестокое крушение терпит он и в любви.
Горячо и смело полюбила его Наталья, семнадцатилетняя дочь богатой и знатной помещицы Ласунской, увлеченная его восторженным идеализмом. И Рудин полюбил Наталью. Придя на свидание, девушка сказала ему, что мать ее объявила, что скорее согласится видеть свою дочь мертвой, чем женой Рудина. На свой вопрос, что же ответила на это Наталья, Рудин услышал: «Я ей ответила, что скорее умру, чем выйду за другого замуж.» И вот, когда Наталья готова бросить родной дом и идти за любимым человеком, веря ему до конца, когда она на все решилась и спрашивает Рудина, что же делать,- Рудин отвечает, что надо покориться, расстаться, раз «матушка не согласна»: ведь он беден, и, видно, им не «суждено» жить вместе, и счастье не для него. «Да, природа мне много дала, но я умру, не сделав ничего достойного сил моих. Все мое богатство пропадет даром. Первое препятствие-и я весь рассыпался.» — так сам о себе говорит Рудин, сам признается, что он «родился перекати-полем», что его «сгубила» фраза, что он «кончит скверно». Он кончил безыменной жертвой: был убит на парижских баррикадах в 1848 г. с красным знаменем в руке.
В лице Рудина Тургенев давал героя уже отошедшей эпохи: в романе выступал человек 30-40-х годов. Тургенев подытоживал и «судил» уже пройденный этап в развитии русской общественной жизни. Многое ему оставалось близким и дорогим в этом прошлом, и Герцен недаром отметил, что Тургенев «создал Рудина по своему образу и подобию». Автор осудил в своем герое его неприспособленность к жизни, его волевую пассивность, чрезмерный перевес воображения над способностью видеть и понимать действительность, его фразерство.
В истории русской драматургии, в период от Гоголя до Островского, драматические произведения Тургенева были замечательной попыткой создания русской бытовой и психологической драмы. «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне»-лучшие из пьес Тургенева — запрещались николаевской цензурой.
Через два года после «Накануне» Тургенев написал роман «Отцы и дети».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Рудина в романах Тургенева