Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Вучит в творчестве художни­ков слова разных времен. Не остались к ней равно­душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол­женицын.
«Матренин двор» — произведение, полностью ав­тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже­ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.
Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее

развернутого портрета, зато он по­стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу­чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер­кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман­ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.
Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че­тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто­рону, крытый щепою»,
«изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику­сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота­ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге­роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».
Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече­ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто­роной и коллективизация: в колхозе героиня прора­ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па­лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по­лучить справки для оформления пенсии, у нее боль­шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об­резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку­пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя­тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю­дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст­вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на­ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «.у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа­ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни­будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При­чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде­ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа­ла, уходить с участка не хотелось»,- произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен­ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,- го­ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо­вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово­рят » с презрительным сожалением». Сами же сельча­не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре­ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав­шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.
Матрена противопоставлена другим героям расска­за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по­стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума­ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.
Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут­ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол­женицын видит в сердцах таких одиноких праведни­ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко­торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
А. Солженицын — продолжатель толстовской тра­диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве­личия «простота, добро и правда».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)