Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века

Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения.

Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника Стендаль во многом идет от просветителей.

Первое положение, которое он берет от

них и развивает дальше, сводится к следующему: искусство по своей природе социально, оно служит общественным целям. Во всех его произведениях проходит мысль с важности исторических сдвигов, которые неизбежно отражаются на искусстве. Все его статьи по искусству проникнуты чувством нового. Если мир охвачен революцией, если к прошлому уже нет возврата, очевидно, и в понимании прекрасного, в определении искусства нужно исходить из новых исторических условий.

Вот почему Стендаль настойчиво утверждает положение об историчности искусства. В своей эстетике Стендаль выдвигает еще одно важное положение:

искусство должно быть правдивым. Требование точности и правдивости отражения жизни в искусстве было направлено Стендалем против эстетики классицизма. Наконец, последний тезис, выдвинутый Стендалем,- это необходимость учиться у Шекспира. Но он не призывает подражать Шекспиру.

Стендаль пишет: «Романтики никогда не советуют прямо подражать драмам Шекспира. В чем необходимо подражать этому великому человеку, так это в его манер изучать мир, посреди которого мы живем, в его искусстве давать своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен». Особое место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке.

Способность к большому чувству, к героизму — вот качества, определяющие, по Стендалю, полноценную личность. Проблема страсти занимает исключительное место в его философии и творчестве. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит разуму, а находится под его контролем.

Это рационалистическое начало в философии и творчестве Стендаля идет от просветителей. Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции. О глубоком социальном смысле романа говорит уже его название. Под   «красным» и «черным» Стендаль подразумевал столкновение двух сил — революции и реакции. Революция — это «красное».

Реакция, восторжествовавшая в период Реставрации,- это «черное». Название романа подчеркивает в то же время и основные черты в характере героя — Жюльена Сореля. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе; отстаивая право своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим миром, как бы постоянно ставить «ва-банк». Жюльен Сорель — выходец из крестьянской среды.

Это определяет социальное звучание романа. Благодаря тому, что он разночинец, плебей, основной конфликт романа намечается очень резко и определенно. Жюльен Сорель хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба героя с обществом.

Герой Стендаля мечтает о том, чтобы заставить общество признать его достоинства, и таланты и таким образом восторжествовать над ним. Но в буржуазном обществе, которое стремится завоевать Жюльен, нет места этим талантам. Для этих людей смешны и не нужны выдающиеся таланты и героизм — все то, что так дорого Жюльену. Но, не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его.

Он оправдывает Жюльена, во-первых, трудностью борьбы, которую он ведет: выступая один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя,- это благородство его сердца, великодушие, чистота которых он не утрачивает даже в минуты самой жестокой борьбы. В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме.

До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограничивавшим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. Вместе с тем в тюрьме происходит и переоценка Жюльеном чувств к мадам де Реналь и к Матильде. Эти два женских образа не случайно противопоставлены в романе.

Они как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заключены два существа, он гордец, честолюбец и в то же время — человек, простой сердцем, с непосредственной, почти детской душой. Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Концовка романа очень показательна.

Стендаль не смог решить вопроса, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь. Гибель становится для него неизбежным и единственным выходом. Показывая движение своего героя по ступеням социальной лестницы, Стендаль рисует широчайшую картину жизни Франции периода Реставрации.

Реализм О. де Бальзака. Замысел и осуществление «Человеческой комедии» (анализ 1-2 произведений).

В 1 -й пол. 19в. во Франции формируется критический реализм. представленный именами Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера. Особенностью развития реализма во Франции было то, что он заявил о себе в обстановке острой идеологической и классовой борьбы. Бальзак был одним из величайших писателей-реалистов мировой лит.

Особенности критич. реализма Б. имеются в письме Энгельса к М.Гаркнесс. «… в Человеческой комедии» Б. дает нам самую замечательную реалистическую историю франц. общества». Одной из величайших побед реализма Энгельс считал то, что Б. «видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи,и видел будущее Франции в представителях народных масс».

Худ. новаторство Б. проявилось в удивительной исторической конкретности в воссоздании им любого периода жизни человеческого общества, в точности в социально-бытовой характеристике героев и ситуаций. Всему этому строго подчиняется сама композиция его произведений, чередование обстоятельных описании с динамичным развитием действия, достигающего подлинного драматизма. Особого мастерства он достигает при создании образов отриц. героев.

Свои гуманистические идеалы б! утверждал в форме критики и отрицания тех человеческих характеров, какие являла ему буржуазно-дворянская действительность. В 1834г. Б. решает написать огромное произведение под названием «Человеческая комедия», воссоздающее франц. жизнь послереволюционного периода и состоящее из связанных друг с другом романов, повестей и рассказов. 1834-1845 гг. — создает большую часть романов и повестей «Чел. комедии» («Отец Горио», «Утраченные иллюзии». «Жизнь холостяка» и др.). В 1845 г. Б. создает окончательный список всех произведений «Чел. комедии» — всего 144.

В своих произведениях данного цикла Б. показал все стороны жизни Франции своего времени, людей всех классов, профессий, характеров, склонностей. Панорама франц. действительности отличается не только энциклопедич. широтой, но и поразительной глубиной социально-психологического анализа политических, экономических и исторических явлений. 3 осн. раздела «Челов. комедии»: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». В своей эпопее Б. показал аристократов, финанс. магнатов, умеющих наживать обманом миллионы, рассказал, как процветали в голодные годы спекулянты и ростовщики.

И все они одинаково одержимы страстью обогащения любым способом. Б. показал, как деньги превращают этих людей в рабов своего богатства. Т.о.. осн. тема «Человеческой комедии» —   развернутое изображение буржуазно-дворянского общества и власть .денег в нем.

Методика проведений в школе урока-диспута

В последнее время среди молодежи возрос интерес к диспутам на разные темы. Дискуссия побуждает подростков думать, аргументировано отстаивать свои взгляды, сравнивать различные подходы к одному и тому же вопросу. Учитель Дмитровской школы Н.В.Фомина в своей практике часто обращается к диспуту.

Диспут — это активный, заинтересованный, оживленный разговор, спор,  участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы. Во время диспута возможно столкновение различных, временами спорных утверждений. Поиск истины осуществляется путем свободного обмена мнениями. Это дает возможность каждому критически оценить свои взгляды и взгляды оппонентов.

Подготовку к диспуту следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. Нужно, чтобы тема диспута звучала остро, а в ее названии содержался элемент дискуссии. Для того чтобы выбрать тему диспута учителю необходимо выяснить, о чем уч-ся хотели бы открыто говорить. Педагог должен помочь им выбрать тему.

На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщает о наработках учащимся.

Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он должен состояться, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик. к-рый владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

Вопросы к диспуту «Мировая л-ра и формирование духовности человека»:

  • Как вы понимаете термин «общечеловеческие ценности»?
  • Можно ли формировать духовность человека без понимания общечеловеческих ценностей?
  • Как вы понимаете понятия «добро» и «зло»
  • В чем причина зла?
  • Ради чего Фауст заложил душу дьяволу? («Фауст» Гете)
  • Чем отличается от этих героев Маргарита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Правила проведения дискуссии

  • 1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  • 2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  • 3. Говори просто и ясно, логично и последовательно
  • 4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того , в чем сам не уверен.
  • 5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  • 6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  • 7. Помни, что лучшие доказательства — точные факты.
  • 8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Семинары.

Семинарские занятия вводятся с 8 класса. Они развивают умения и навыки уч-ся самим добывать знания, выступать перед аудиторией с устными сообщениями и рефератами, используя для их подготовки материал одного или нескольких источников. Кроме того, семинарские занятия оч. важны с точки зрения обеспечения ступенчатого движения  и подготовки молодежи к жизни.

Они, таким образом, дают возможность «учиться самому и учить других», ведь основным источником знаний на таком занятии явл. не слово учителя, а сообщение или реферат, с кот. выступают уч-ся.

Семинары органично вписываются в классно-урочную систему, а не исключают ее. Они в большинстве случаев проводятся с целью развития навыков самост. обработки учащимися определенной темы, углубления и обобщения изуч. материала. На уроках л-ры их следует проводить по творчеству известных писателей, о кот. написано много лит. — критич. и мемуарной л-ры. Чтобы не переутруждать уч-ся, семинарские занятия в 8-10 кл. проводятся не более 2-3 раз в год.

Перед семинарск. занятием проводится большая подготовительная работа учителя и уч-ся. Вначале учитель определяет проблему семинара, а также вопросы, кот. следует на нем оговорить. На каждый из предложенных вопр. определяются докладчик и оппоненты. Оппоненты могут познакомиться с текстом доклада учащегося  перед семинаром. Для того, чтобы обеспечить активность всех уч-ся, предлагаем им для обдумывания нескольких других вопросов, в большинстве случаев проблемного характера.

На семинарском занятии после небольшого вступительного слова учителя о задачах урока выступают основные докладчики, оппоненты, а потом в обсуждении проблемы принимают участие и др. уч-ся класса.

Важное значение имеют семинарские занятия по обобщающим темам, особенно по весомости творчества и почитания того или иного писателя.

Иногда такие семинары перерастают в уроки интересных сообщений по тв-ву писателя, в творч. отчеты старшеклассников о результатах своей индивидуальной или групповой поисково- исследовательской работы.

Вовремя подготовки к проведению семинара можно использовать и групповые задания.

Семин. занятия дают возм. удачно вводить межпредметные связи в препод. л-ры, обнаруживать и развивать тв. способности и кругозор уч-ся. формировать их идейные убеждения. Они явл. важным средством самовоспитания личности.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль Стендаля и Бальзака в мировой и французской прозе XIX века