Поэтические открытия эпохи Возрождения

Писатели Возрождения, подобно художникам той же эпохи, переключают религиозные сюжеты в земной план, овладевают искусством портрета, психологической характеристики героев.

Литература Возрождения отлична появлением не  только новой тематики, но и обновлением всех средств поэтической выразительности, созданием новой поэтики. Эта поэтика харак-ся отчетливым поворотом пис-лей к реализму, кот. связан с постепенным отходом от присущего среднев-й культуре аллегоризма. Но старые символмческий приемы изобр-я далеко не сразу преодолеваются пис-лями раннего Рен-са. Они играют еще весьма существенную роль в основных худ. Произведениях Данте, в частности в его «Божественной комедии», хотя Данте был в некотором роде первым поэтом нового времени (эпохи Воз-я). Также у первых гуманистов- Петрарки и Бокаччо- мы находим немало отзвуков дантовской символики; однако эти моменты не занимают уже ведущего места в творчестве ранних гуманистов; осн-я направ-ть их творчества была реалистической.

Стремление к передаче типичных черт и харак-х деталей окружающей реальной действит-ти было специф-й чертой творчества этих пис-й-худ-в. Для большинства писателей Воз-я харак-на также восприимчивость к материальной, чувственной стороне, неизменно сочетающейся с любовью к чувственной красоте и заботой о изяществе формы (особенно у писателей итальянского Воз-я Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Джованни Бокаччо).

Широкий реалистический подход к действ-ти, присущий поэзии Рен-са, соответсвует появлению в живописи ракурса и перспективы, кот-е положили конец плоскостному изоб-ю людей и вещей, отличавшему средневек-е миниатюры. Поэтические образы тоже лишаются прежней абстрактности.

Проблематика и жанровое своеобразие ренессансного реализма в поэзии: Осн. предметом изоб-я в лит-ре становится человек во всей его подвижности и изменчивочти. -Широта показа жизни и смелое воспроиз-е ее противоречий при одноврем-ом, лаконичном охвате действит-ти. -новым эл-том в лит-ре Рен-са яв-ся также изоб-е природы. Пис-ли Рен-са стремятся изобразить пейзаж во всей чувтсвенной наглядности и пластической выразительности. -Реализм Рен-са нередко вводит в изоб-е действ-ти эл-ты фантастического «домысла» (Такой фантастич-й эл-т в поэзии и в прозе Рен-са имеет народное, фольклорное происхождение. Народ-я лирика и народ-я сказка широко оплодотворяли тв-во крупнейших рен-ких пис-й разных. -Огромный положит-й пафос рен-го иск-ва и лит-ры. Даже плотская природа чел-ка в ее низменных проявлениях рисуется в возвышенных чертах. Оптимизм, порождаемый верой писателей в силу человека и силу народа, яв-ся одной их харак-х черт рен-го реализма.

Данте Алигьери (1265-1321)-поэт и писатель переходного времени, стоящий на рубеже 2 великих ист-х эпох-Средн-я и Возр-я. В раннем творч-ве Данте освоил черты «сладостного нового стиля» (провансальская рыцарская поэзия, усложненная сицилийской традицией и философией; в центре поэзии- образ «Мадонны»- воплощения абстрактной красоты). Автобиогр-я повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (1293) расказывает нам о любви Данте к Беатриче. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. Стихотворения «Новой жизни» симметрично сгруппированы вокруг второй канцоны «Младая донна в блеске состраданья», образующей композиционный центр книги. Кроме того, стихотворения делятся на четыре группы, представляющие четыре разные манеры тосканской лирики. «Новая жизнь» — произведение композиционно продуманное и внутренне чрезвычайно целостное.

В нем есть четкий план, «сюжет» и даже движение «сюжета». Построение книги определенным образом связано с числом 9, которое будет играть большую организующую роль также в «Божественной Комедии». Вознесение Беатриче преображает поэта. В «Новой жизни» любовь к земной женщине перерастает в своего рода религиозное чувство, обожествляющее человека. Произведение это завершается беспримерной молитвой поэта даровать ему силу воздвигнуть возлюбленной памятник, подобного которому не было ни у одного человека.

Франческо Петрарка (1304-1374)-1 выдающийся ит-й гуманист. Он был поэтом, мыслителем, ученым. Лучшей часью его наследия яв-ся лирич-е произ-я, из кот-х он составил сборник «Канцоньере» и разделил его на 2 части: «При жизни Мадонны Лауры» и «При смерти Мадонны Лауры».

Под именем Лауры он воспевал молод-ю женщину, кот-ю увидел в соборе и кот-я стала музой его лирич-х произ-й. В «Канцоньере» вошли произ-я разных жанров: сонеты (Петрарка счит-ся отцом сонета), канцоны, баллады, мадригалы. Поэт усвоил опыт любов-й лирики предшествующего времени- трубадуров, поэтов «сладостного нового стиля», он создал поэзию нового типа, в кот-й приблизился к реальной земной и человеку. По-новому нарисован в «Канцоньере» женский образ и любовь. Лаура-живая женщина, и хотя для поэта она- богиня, больше всего его воображение волнует ее внешний облик.

Он воспевает ее глаза, золотые кудри, ее слезы, описывает ее движения. Историческое значение лирики П. Заключается в том, что он освободил ит-ю поэзию от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у П. Люб-я лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. В этом и закл-ся гуманистич-й реализм П., кот-й оказал сущ-е влияние на развитие рен-й лирики в странах Европы. Жанр сонета у П. Приобрел высокое совершенство и стал образцом для поэтов европейского Воз-я.В.

Шекспир(1564-1616)-величайший драматург-гуманист, творчество его- вершина лит-ры эпохи Воз-я. Значит-ю часть наследия Ш. Составляют недраматические произ-я, особ-ю худ-ю ценность поэзии Ш. Сотавляют сонеты. Обнаруживает сильное ит-е влияние, в частности сонетов Петрарки. В сборнике можно различить несколько циклов, возникших в разные моменты сердечной жизни поэта. Центральный образ сборника-темноволосая красавица, в кот-ю влюблен также и друг поэта. Чувства поэта к ней обрисованы глубоко реалистически.

Он обличает ее черствость, проклинает ее за то, что она сделала рабом не только его, но и друга. В др-х сонетах Ш. Он восхваляет благородство дружбы. И образ друга, и образ любимой женщины предстают в сонетах в свете поэтического восприятия отношения к ним, поэтому на первом плане яв-ся образ лирического героя, способного на бескорыстное, благородное чувство дружбы, сильную любовь. Сонеты посвящены традиционным темам, Шекспир размышляет о дружбе, любви, творческом бессмертии.

Эразм Роттердамский(1466-1536)-крупнейший ученый-гуманист начала 16 века,  голландец. Провел большую часть жизни за пределами своей родины, путешествуя по Европе, поддерживая дружеские отношения с представителями гуманистич-й мысли Италии, Англии и Франции. Особенно значительно было его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Рано оставшись сиротой, Эразм вынужден был поступить в монастырь, где он занимался изучением лат и греч классиков.

Далее он продолжил образование в Париже, долго жил в Италии, Англии, Франции. Ученые сочинения Эразма, написанные на латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классич. древности. Наиболее значительными считаются такие произведения Эразма как «Похвала глупости» (1509) и «Домашние беседы» (1518).  «Домашние беседы» представляют собрание, серию живых разговоров и сценок, в кот. Эразм дает сатир обозрение разл ст соврем-й частной и обществ жизни.

Гораздо более глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество представляет «Похвала глупости». Пороки соврем-го общества представлены у Эразма. Поклонниками Глупости Эразм изобразил представителей различных сословий и профессий средневекового общества: врачи-шарлатаны, представители закона, умеющие приумножить свое благосостояние, тщеславные поэты, философы, «уважаемые за длинную бороду и широкий плащ».

С особой ненавистью Эразм изображает купцов. Не оставил без внимания Эразм и феодальное общество, обличая их невежество, развращенность и лень. Эразм восстает против торговли индульгенциями, которыми церковь обманывает верующих, обещая им за деньги прощение самых тяжелых грехов. Он изображает монахов как невежественных, распутных и полных самомнения; вывод — в лит-ре появляется образ неразумного мира, увиденного глазами разума. Таким обр., автор показывает, что человек, чаще всего, проявляет себя в глупости, «глазами глупости видим мир». Др. произведения: — трактаты: «О способе обучения», «О написании писем»; — худ-е произв-я: «Супружество», «Заезжие дворы», посвященные бытовой проблематике феодального общества.

Этапы развития методики преподавания литературы в школе

Достижения украинской методики преподавания литературы на современном этапе ее развития.

Методика препод-я лит-ры — это взаимосвязанная деят-ть уч-ля и уч-ся, направленная на постижение текста худ-го произведения, в процессе кот. у шк-в формируются литературоведческие умения и навыки, знания биографии и тв-ва писателей, а также осущ-ся процесс воспитания и развития ребенка. Объект исслед-я методики — процесс проф.подготовки будущ. уч-ля к преподаванию лит-ры в школе. Предмет исслед-я — содержание, методы, приемы, виды и формы уч-й деятельности, направленные на реализацию образовательно-воспитательных задач шк-й дисциплины «Заруб-я литература». Осн-я задача методики — открытие закономерностей  процесса преподавания лит-ры.

Этапы развития: 1) 19 в. — основные деятели в области развития методики (М):

— Ф. И. Буслаев (1818-1897) определил четкое различие м/ду понятием метода и приема преподавания. В уч-м методе, как он считал, объединены сущ-е закономерности, свойственные предмету изучения и особенностям детского восприятия. Приемы же преподавания избираются каждым учителем исходя из его личного опыта, применительно к конкретным условиям. Пед-й прием толковался Буслаевым как индивид-я форма применения метода.

В. И. Водовозов (1825-1886) в книге «Словесность в образцах и разборах» он изложил новаторские принципы М преподавания лит-ры.  Считал, что знакомство с произведением следует начинать с выразительного чтения. В процессе первоначального чтения уч-ль дает только самые необходимые пояснения и исправляет наиболее крупные недостатки речи уч-ся. Повторное чтение сопровождается уже углубленным разбором текста, проводимым преподавателем уже в виде развернутой беседы. Изучаемое произведение должно сопоставляться по сходству или контрасту с др. произведениями. На основе сравнительного анализа текста уч-к подводится к опред-му выводу об идейнлм замысле произ-я, его родовых и видовых особенностях.

В. П. Острогорский (1840-1902) разделял взгляды В. Я. Стоюнина, однако стремился дополнить методич-ю систему своего учителя элементами нац-го восприятия произв-я и придать т. обр. преподаванию лит-ры более всесторонний хар-р. Особое внимание уделял навыкам выразит-го чтения, его методич-е пособие «Выразит-е чтение» (1885) до сих пор сохранило свое педагогическое значение. 1й из крупнейших заслуг Острогорского как методиста явл-ся разработка теории и практики внеклассной работы. Он уделял много внимания созданию шк-й библиотеке, организации лит-х бесед и образоват-х экскурсий, ознакомлению уч-ся с лучшими театральными постановками.

Вывод:  вклад ученых методистов 19 века — а) разработка целей и задач шк-го курса лит-ры; б) разработка воспитательного аспекта лит-ры; в) разработка системы выразительного чтения; г) разработка различных подходов к анализу текста.

2) 20 в.: в обстановке кризиса культурно-исторической школы, уч-ля словесники обращаются к некоторым новым литературоведческим течениям: потебнианству, формализму, интуитивизму. Эти течения привлекают новизной методических подходов, внимательным отношениям к худ-му тексту:

потебниантсво получило широкое распространение в М преподавания лит-ры в нач.20 в. Вслед за А. А. Потебней В. В. Данилов рассматривал худ-е произведение не как отражение объективной действительности, а как выражение субъективного восприятия переживаний художника. Он считал, что основным предметом изучения лит-ры в школе должна стать внешняя и внутренняя форма произведения. А гл-й задаче образования — формальное развитие, т.е. развитие способности логического и образного мышления уч-ся.

принципы формализма были сформированы в 1915 г. учителем -словесников Б. М. Эйхенбаумом в статье «О принципах изучения лит-ры в средней школе». Он выдвинул тезис о «самостоятельной значимости» лит-ры, е независимости от соц-х и историч-х условий. По его мнению разбор произведений д/б ограничен рамками текста. В основе лит-го разбора должно лежать уяснение худ-й структуры произведения независимо от его жизненного содержания.

принципы интуитивного преподавания лит-ры: П. Д. Шаблиновский в своей статье «философский метод преподавания лит-ры в школе» противопоставлял историческому изучению лит-ры «философский» подход к произведению. На уроках лит-ры, подчеркивал он, необходимо раскрыть устремленность произведения «в идеальный мир»,  и тогда будет установлена почва для «сознательного и прочувствованного» общения м/ду запросами соврем-й молодежи и достижениями минувших поколений «в 1й и той же сфере идеального бытия».

Вывод: 20 в. в развитии М преподавания лит-ры знаменит своими спорами м/ду «общественниками» и «художественниками». 1е предлагали рассматривать лит-ру как иллюстрацию к событиям истории, а последние как искусство слова.

Современный этап: достижения укр-й М преподавания литературы хар-ся появлением нового шк-го предмета «Зарубіжна література» для школ с укр-м языком обучения с 1993; в школах с рус-м языком обучения изучается курс «Литература (русская и зарубежная)»- интегрированный курс лит-ры. В Украине сущ-т различные варианты программ по этим 2м курсам. 1я программа была создана в 1994 «Світова література» под ред-й К. Шаховой; 2я программа 1998, 2003, 2005 «Зарубіжна літ-ра» под ред-й Ю. І. Ковбасенко;

2001-  программа «Зарубіжна літ-ра» под ред-й Б. Б. Шалагинова;

2003 — программа «Зарубіжна літ-ра для профільної школи» под ред-й Н. Д. Наливайко, Т. Б. Недайновой;

Для школ с русским языком обучения в 1996 г. была создана программа «Литература» под ред-й Л. А. Симаковой (переиздается с 2001 по 2005 гг.).

II — по структуре программы: традиционная стр-ра (как у Симаковой): пояснительная записка, перечень авторов произведений, тема уроков для каждого класса, разделы: теория лит-ры, внеклассное чтение (появляются новые разделы — межпредметные связи, связь с др. видами искусств, межлит-е связи, культурологический контекст), требования к ЗУН уч-ся по каждому классу.

III — по поводу программы для профильных классов (с 10-12 классы): отдельно программа для филологических классов (лит-ра по количеству превышает материал вузовской программы), программа для всех остальных классов (за учебных год изучается всего 8-10 произведений). Отсюда вытекают споры по поводу часов и количества изучаемых произведений.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...