Теоретические концепции воспитания

К концу столетия почти во всех развитых странах Европы и Америки были изданы законы об обязательном начальном образовании.

Воспитание людей нового типа, разрешение противоречий между узкой специализацией и общим развитием учащихся, необходимость развития творческого потенциала личности учащегося и повышение эффективности учебного процесса в условиях роста контингента обязательной школы ставили перед педагогической теорией неотложную задачу — отыскание путей рационального преобразования

школьной системы, пересмотра целей, содержания, методов и организации образования, воспитания и обучения. Мария Монтессори (1870-1952) итальянский врач-психиатр и педагог. Школа саморазвития. Ребенок-это существо, которое самостоятельно способно к развитию

Главная задача школы — поставлять пищу для естественного саморазвития ребенка

Цели школы: Всестороннее развитие, Воспитание самостоятельности, Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Педагогические идеи: обучение должно проходить совершенно

естественно в соответствии с  развитием, ребенок сам себя развивает девиз школы «Помоги мне это сделать самому», вся жизнь ребенка от рождения и до гражданской зрелости является процессом развития независимости и самостоятельности, в процессе воспитания, развития и обучения должно сохраняться единство социального и индивидуального развития, в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах. Много внимания развитию самостоятельности.

В наше время идеи Марии Монтессори используются на ранних этапах обучения в элитном киевском лицее «Гранд». Еще одним представителем свободного воспитания является нем. фил. и педагог Рудольф Штейнер (1861-1925). Создал в г. Вальдорф при табачной фабрике школу =» Вальдорфская педагогика. Ребенок — это человеческое существо, которое имеет душу. Ребенок пришел с определенной божественной миссией Цели: Воспитание призвано сформировать целостную личность.

Показатели целостности: Лич-ть, которая стремится к max реализации своих способностей, Открытость для восприятия нового опыта, Лич-ть способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. И обучение и воспитание направлено не столько на получение знаний сколько на развитие ребенка. Развитие самоопределения и индивидуальной ответственности за свои действия.

Основные идеи: Принцип природосообразности (спонтанность свободного развития природных задатков), Свободное воспитание и обучение без духовного и физического принуждения, Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним, Ребенок в процессе обучения сам проходит и постигает все этапы развития человечества, поэтому усекать детство не стоит,

Культ творчества, творческой лич-ти. Развитие индивидуальности средствами искусства

Один из основных механизмов вос-я и обуч-я Штейнер считал механизм подражания как средства обучения

Соединение восточной культуры, мифологии, христианской культуры. Культ (авторитет) учителя. 1 учитель на 9лет обучения по всем предметам, при этом не было учебников, сами с учениками создавали наглядные пособия, тетради… Школа предполагала обучение всех детей без селекции

Содержание обучения: очень много внимания уделялось труду, обучение идет по эпохам(напр., дошкольная эпоха-научиться ходить, говорить, рисовать;1 кл.-пение, вязание на спицах)

родители активно привлекались в школу, нет оценок, не оставляли на 2 год, ребенка необходимо принимать таким, каков он есть. В Украине нет реализации его идей.

Корчак Януш польский писатель, педагог, врач. В 1911 создал в Варшаве «Дом сирот», интернат «Наш дом»; вёл работу в суде по делам малолетних преступников. Главные принципы воспитательной системы Корчака изложены в его книге «Как любить детей» (1914). Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

10 заповедей для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!  Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.  Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

А.С.Макаренко(1888-1939) Руководил несколькими детскими исправительными колониями, воспитывал 20 усыновленных детей и дочку своего брата, который сбежал за границу. Труды: «Пед. поэма», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей», «Методика воспитат. процесса», «Цели вос-я»

Цели вос-я: Пришел к выводу, что проблема цели вос-я — это проблема идеала человеческой личности

Вопрос о цели вос-я носит практический, а не теоретический характер. Цель вос-я всегда есть отражение социального заказа. Цель не может быть произвольной, искусственно сконструированной. Цель вос-я всегда носит конкретно историч. Характер, т.е. она может меняться в условиях 1 общества, но на разных этапах его развития

Цель всегда включает в себя систему подцелей, поэтому можно выделить цели ближние, средние и дальние. Каждый педагог в своей работе должен видеть системы целей вос-я, заботиться о своевременной их замене новыми, более сложными и значимыми. Личные цели должны заменяться общественными коллективными

Детский коллектив как инструмент всестороннего развития: Прежде всего кол-в должен быть объектом воспитательной работы педагога, т.е. лишь воспитывая кол-в вцелом можно воспитать отдельного человека

Но кол-в не должен подавлять личность, недопустимо насилие группы над индивидом

Инструментом прикосновения лич-ти является первичный кол-в(семья, компания, спорт.команда…)

Признаки кол-ва: Наличие Единой для всей группы социально полезной цели, Общей сферы социально полезной деятельности, Выборных органов самоуправления, Отношений дружбы и товарищества. Взаимной помощи и ответственности, Здорового инициативного ядра (актива), Общественного мнения, устойчивых взглядов и оценок по отношению к содержанию коллективной жизни

Законы развития кол-ва Осн.закон «движение-форма жизни кол-ва, а остановка-форма его смерти»

4стадии развития кол-ва требования индивидуум предъявляет педагогу

требования к личности выдвигаются активом требования к личности предъявляются всей группой требования к себе предъявляются каждым отдельным членом группы

з-н мажорного тона и стиля жизни кол-ва

з-н опоры на положительное в человеке(метод взрыва-внутренняя изоляция на 1 месяц)

з-н повышенной требовательности к лучшему (если ты в «детской аристократии, то ты и имеешь только 1 право-больше всех работать, нести больше ответственности»)

з-н единства и сотрудничества между ученическим и педагогическим кол-вом(к ним одинаковые требования)

з-н  уважения к традициям и ритуалам коллективной жизни

з-н точности(+аккуратности, выдержанности в поступках)

В.Л.Сухомлинский. Работы «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей. В. Л. Сухомлинский подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии.

Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами, направленной на решение этих важных задач («Рождение гражданина»). В работах, посвященных методике воспитания, роли и деятельности коллектива, Сухомлинский осветил ряд острых современных проблем на эту тему («Методика воспитания коллектива»). В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу  развития  личности  в  коллективе  и  самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. Сухомлинский запечатлел в своей книге «Павлышская средняя школа» длительную деятельность школы к украинском селе Павлыш..

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального,  физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Теоретические концепции воспитания