Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики

Жан — Жак Руссо. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода.

Руссо выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами.

Лев Николаевич Толстой. Толстой сформулировал такое правило: «критерием педагогики

— свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.

Константин Николаевич Вентцель. Сочинения Вентцеля

«Освобождение ребенка», «Этика и педагогика творческой личности» и др. были проникнуты стремлением развивать творчество и самодеятельность детей, найти новые пути воспитания, отличные от тех, которые признавала официальная педагогика.
По словам  Вентцеля, все воспитание в существующих школах сводилось к дрессировке, насквозь было пропитано догматизмом и духом принуждения. Школа была оторвана  от красочной, многообразной жизни.

Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицает всякую школьную организацию. Его стремление развить творчество и инициативу воспитанников переходит в идеализацию детей и переоценку их опыта. Теория «свободного воспитания» сыграла благодаря присущему ей протесту против реакционной школьной политики царизма некоторую положительную роль, но принципиально неверным было в этой теории отрицание революционной борьбы, проповедь сотрудничества классов, признание необходимости новой религии, крайняя идеализация ребенка, отрицание систематических знаний.

«Реформаторская педагогика» конца 19 — начало 20 ст. 19 июля 1864г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. Принимались в народные училища дети всех сословий. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. По этому уставу установилось два типа гимназий: классическая — с преподаванием древних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе с семилетним сроком обучения. В реальных гимназиях в большом объеме по сравнению с классическими преподавалась математика, естествознание, физика и космография, черчение.

Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназии, открывались чаще в небольших городах. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. Училища второго разряда имели трех летний срок обучения.

Школьная политика царизма в 70 — 80 — х. годах 19 века. Царское правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и в противовес им упорно насаждало церковноприходские школы.

Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий правительственный надзор за деятельностью учителей, для чего созданы с 1869 года должности инспекторов, а с 1874 года и директоров народных училищ.

Реальные гимназии были ликвидированы, все гимназии превращены в классические, фактически дворянские школы. Средние учебные заведения стали отличаться педантизмом и формализмом, для учащихся был введен строгий режим. В 1871 году был издан устав «Устав гимназий и прогимназий», действовавший до Великой Октябрьской социалистической революции. По этому уставу все мужские гимназии были преобразованы в классические, реальные гимназии ликвидированы. Курс гимназии сделан восьмилетним.

Латинский и греческий языки занимали в этих гимназиях 41,2% всего учебного времени. Естествознание  было исключено из учебного плана гимназии. С усилием реакции в 80 — х. годах при министре И.Д. Делянове была повышена плата за обучение, ограничен прием евреев в гимназии, издан циркуляр 1887 года, получивший название «циркуляр о кухаркиных детях». Этот циркуляр предписывал директорам воздерживаться от приема во вверенные им учебные заведения «детей кучеров, лакеев, поваров т тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремится к среднему и высшему образованию». В результате этих мероприятий число учащихся в классических гимназиях и понизился процент детей недворянского происхождения.

Реальные училища. В 1872 году был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6 — 7 летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип школы предназначался для того, чтобы дать некоторую подготовку обслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное(общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой(дополнительный) класс имел 3 отделения: механико — техническое, химико — техническое и общеобразовательное.

Земские школы. Начальные народные школы земства находили большую поддержку со стороны передовых педагогов и деятелей народного образования. К середине 90 — х. годов земства уже всецело приняли на себя оплату  учителей; ряд земств открыл земские учительские школы(семинарии) для подготовки учителей; земствам принадлежало право намечать кандидатов на должности учителей земских школ и представлять на утверждение в уездный училищный совет. Земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями, оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способствовали повышению уровня преподавания. деятельность земств по народному образованию строилась в интересах дворян — помещиков и фабрикантов, нуждавшихся в грамотных сельскохозяйственных и фабричных рабочих.

Церковно-приходские школы. Царское правительство и церковь с целью борьбы с земской школой и культивирования в начальных школах религиозности и «преданности престолу» усиленно насаждали церковноприходские школы. Церковноприходские школы были самым худшим типом начальной школы. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению. Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказы из русской истории преподносились в сугубо религиозном и монархическом духе. Учителями церковноприходских школ были священники, дьяконы, дьячки и учителя, получившие подготовку в церковно — учительских школах. Срок обучения в церковноприходских школах был двухлетним.

Церковники стремились сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственный совет в 80 — 90 годах 19 века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведение синода, т.е. превращения их в церковноприходские. Подъем общественного движения во второй половине 90 — х. годов не дал осуществить эти реакционные намерения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики