Деятельность учителя как творческий процесс

Творчество — одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Творчество— это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Разделение пед деятельности на творческую и нетворческую — абсолютно условное. Нельзя утверждать, что один опыт — абсолютно творческий, а другой — абсолютно не творческий. Т.к. творчество — это новизна, то в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего. НО не только.

На этом же уровне находится и новаторство в практике, под которым мы подразумеваем создание принципиально новых дидактических или воспитательных целостных разработок, позволяющих существенно повысить эффективность педагогического процесса. Новаторство, как правило, связано с нестандартными подходами, нешаблонными решениями наиболее сложных и актуальных педагогических проблем.

Творчество так же может проявляться в использовании кем-то созданного опыта в новых условиях, совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в освоении научных разработок и их развитии, в импровизации.

Объектом и итогом педагогического творчества является создание личности, ее творение. Истинный педагогический труд не может быть не творческим, т.к. нет одинаковых учеников, учителей, обстоятельств.  Современное творчество — активный процесс. Раченко выделяет 4 уровня творчества: профессиональное становление, стихийное самосовершенствование, планомерная рационализация и, наконец, уровень оптимизации процесса и результатов труда.

Методы активизации творческой деятельности учеников

Современного творческого учителя отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность,  аналитичность, самокритичность и критичность.

Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, и общая культура личности (разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты. ПОСТОЯННОЕ развитие общей культуры личности- категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т.к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.

Творческая лаборатория учителя — это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.

Под оптимизацией мы понимаем выбор системы мер, которая поможет учителю получать наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимальных необходимых затратах времени.  Где бы не осуществлялась оптимизация, при планировании урока или в его процессе, она неизбежно приводит к творчеству, т.к. выбор, реализация различных методик — это творческая деятельность.

Оптимизация очень часто используется в педагогической деятельности, что стимулирует к творчеству как учителя, так и ученика.  Нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом. Творческий учитель должен выявить его. Такой учитель должен прежде всего быть нацеленным на формирование творческой личности школьника, обладать педагогическим тактом, способностью к эмпатии, уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...