Вечные законы человеческого бытия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Книг о Шолохове, о его «Тихом Доне» написано много. Но о том, как создавался этот великий роман современности, мало что известно даже самому любознательному читателю, г Действие романа происходит в той среде, где особенно медленно прививалось новое. Более того, донское казачество в значительной части восприняло революционную новь враждебно. Старое держалось тут особенно долго, отсюда и отбор определенных сторон жизни для изображения. Сам автор сказал об этом очень точно и метко: «Я описал не борьбу красных с белыми, а борьбу белых с красными».

Семья — основа основ народного бытия в мире «Тихого Дона». Естественно, что семейные отношения рассмотрены в романе во всеобъемлющей полноте. Жизненные обстоятельства казацко-крестьянской среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи в России начала XX в. как раз накануне социальных потрясений и перемен.
Одним из главных героев «Тихого Дона» является Аникушка — сосед и ближайший товарищ Петра Я и Григория Мелеховых. Вроде бы вскользь, но с большой почтительностью и точностью отмечено в самом начале повествования, что «Аникушка — троюродный
брат их обоих». В разгар Гражданской войны Аксинья находит приют у своей двоюродной тетки, и та принимает ее беспрекословно и заботливо.
Пантелей Прокофьевич неоднократно поднимает руку на сыновей, бил и жену. Он женит Григория на Наталье, даже не спрашивая его согласия. А вот как разговаривает Мирон Коршунов с сыном Дмитрием, когда тот просит отца посватать его за купеческую дочку Елизавету Мохову:
«- Дурак! У Сергея Платоновича капиталу более ста тысячев; купец, а ты?. Иди-ка отсель, не придуривайся, а то вот шлеей потяну жениха этого!»
Как видно, поступки круты, а тон старших решителен и непререкаем; младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий. Кто еще из героев романа поднимает руку на жену и детей? Вспомнить некого, за исключением Степана Астахова, который жестоко избивает Аксинью. В казачье-крестьянском быту обычно семейные дела велись совершенно открыто, все вопросы и споры выносились на семейный суд, прямо и основательно решались и обсуждались.
Об ухаживаниях Григория за Аксиньей Пантелей Прокофьевич догадался сразу же, даже раньше, может быть, чем сам сын осознал силу своего влечения. Старший Мелехов понимал, что семье гроэит позор и неприятности, речь шла не просто о любовной интрижке, а о связи с женой соседа, близкого им человека. Для этого разговора отец решил уйти с сыном далеко из дома, на раннюю ловлю. Ясно, что Я обоим мужчинам предстояла стыдная и неловкая беседа.
Второй такой случай — разговор Натальи и Дарьи Мелеховых, когда старшая сноха признается, что заболела. Ей надо с кем-то поделиться горем, но главное — договориться заочно с Ильиничной, «чтобы есть из одной тарелки, стараясь никого не заразить».
Третий случай — разговор Ильиничны с Натальей, узнавшей, что «Григорий вновь сошелся с Аксиньей». Опять-таки разговор скрыт от всех домашних.
Следует подчеркнуть, что именно полная открытость поступков и суждений — характернейшая и найглавнейшая черта семейного быта в мире шолоховских героев.
Семья в казачье-крестьянской среде состояла обычно из нескольких, чаще трех поколений, где Я возрастные свойства и природа каждого попа находились в смежной и естественной гармонии. Мужские и женские судьбы резко отличались друг от друга в мире «Тихого Дона». Это проявлялось изначально, с младенчества. Естественное разделение труда между полами начиналось очень рано, с детских игр. Это свойственно всему жизненному укладу казацко-крестьянского мира, изображенного в «Тихом Доне». Все работы, все обязанности, все дела по домашнему хозяйству делились на мужские и женские. Первые связаны с физическим усилием, резкостью движений, прерывистостью нагрузки, относительно долгими отлучками из дома. Вторые — с методичностью и сосредоточенностью, относительной монотонностью действий, с небольшим физическим усилием.
Семейные узы в мире героев «Тихого Дона» считались вечными и нерасторжимыми. Понятия «раз — я вод» в ту пору не существовало, безусловным грехом были супружеские измены, брак бып явлением «божественной воли». Супружеские измены осуждались, мужчин и женщин, особо к ним склонным, і окружало насмешливое, не очень-то уважительное отношение.
Начало в России Гражданской войны, хозяйственная разруха резко изменили привычный народный быт. В частности, распространилось невиданное ранее самогоноварение, особенно в сельской Я местности. Там варили самогон как для собственного потребления, так и на продажу. Началось повальное пьянство. Сильно запил Петр Мелехов, а с началом Вешенского восстания сильно стал пить и Григорий. Он не удержался в обстановке повального пьянства. «А потом, — бесстрастно говорится в «Тихом Доне», — потребность в пьянстве стремительно вошла в привычку».
Шолохов открыл читателю Дон. Ему хотелось рассказать о народе, с которым он жил и вместе с которым боролся за новую жизнь. В ходе работы над романом он расширил его временные фаницы: прежде думал начать повествование с корниловского мятежа, а потом увидел, что необходима предыстория, и отодвинул события на пять лет, к предвоенному времени. Таким образом, и история, и быт охватывались шире, и проблема становилась глубже.
Шолохов стал одним из первых историков Гражданской войны. Собрав и обобщив факты, он объективно показал революционные события на Дону и участие в них казаков. Это имело большое политическое значение, особенно в то время, когда историки часто руководствовались формулой: «исконное орудие русского империализма — это казачество».
Казаки были олицетворением независимости и бесстрастия. С Дона начинались крестьянские восстания — Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Там спаслись от крепостников крестьяне, там действовало правило: «С Дона выдачи нет»., «Тихий Дон» напоминает о явлениях, которые историки предпочитали обходить. Шолохов и здесь исходил из того, что говорил Ленин: «Сила наша была и будет в том, чтобы совершенно трезво учитывать самые различные тяжелые поражения, учась на их опыте тому, что следует изменить в нашей деятельности, и поэтому надо говорить напрямик».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Вечные законы человеческого бытия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»