Протест против произвола и хищничества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина — его «Сказки». Почти все они создавались в течение 1883 — 1886 годов. К этому времени писатель овладел жанром сказок как творец. В первой половине 80-х годов сказочная фантастика была удивительным средством конспирации замыслов сатирика.
Тем, что представителей господствующего класса писатель уподобляет животным, чаще всего хищным, он заявляет о презрении к ним.
Часто таким образом Щедрин клеймит одичание человека. Так в сказке «Дикий помещик»

приемы иносказания у сатирика соединяются с описанием экономических отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права. Народ «освободили», не дав ни водопоя, ни выгона. «И земля, и вода, и воздух — все его стало!» — пишет сатирик. Однажды все крестьяне куда-то исчезли. Некому стало кормить помещика, обслуживать. Он одичал, забыл человеческую речь, стал на четвереньках ходить, кидался с дерева на зазевавшегося зайца, разрывал его и тут же съедал.
Кончилось все тем, что вновь по какому-то волшебству в имение возвратились крестьяне, насильно вернули помещика в дом, привели в надлежащий вид. Но он
до сих пор «умывается по принуждению и по временам мычит».
Щедрин говорит языком гротеска, что плохо придется жить самим господам, если простой люд до конца обнищает.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» оставшиеся без «мужика» «господа» быстро дичают и чуть не гибнут от голода. В этой сказке Щедрин противопоставил неумелости эксплуататоров сметливость народа. С особой яркостью это видно на необитаемом острове, где с голоду умирают генералы, не способные среди изобилия достать себе еду.
Именно мужик, которого они нашли, стал ловить им дичь в силки, сплетенные из собственных волос, суп в пригоршне варить.
Вернувшиеся в Петербург генералы отплатили мужику за спасение их жизней: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».
В этой сказке Салтыков-Щедрин бичует неблагодарность господствующего класса, но также осмеивает и рабскую покорность «мужика», утратившего свое человеческое достоинство.
Видел ли Щедрин возможность изменить существующие порядки?
Сатирик был близок ко взглядам революционных просветителей, считавших, что через обновленное сознание народа возможно приблизить революционный переворот.
Подлинным пониманием сути господствующего строя пронизана сказка «Соседи».
Народ предстает в образе Ивана Бедного, русского мужика, который работает, а из нищеты выбиться не может. Барин Иван Богатый, его сосед, не трудится, а деньги и богатство имеет. О либеральных взглядах богатого соседа написано так: «Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил». Ивану Бедному доставались крохи с барского стола, однако сосед гордился своим состраданием к ближнему. «По милости начальнической» происходят либеральные реформы. Иван Бедный не богатеет. Богатый нашел причину: дело в недостатке самопонимания и развития в народе. Он жертвует для бедных сто экземпляров «Азбуки-Копейки», желая народ просветить. Еще больше нищает Иван Бедный.
Соседи идут к «мудрецу и филозофу», который разъясняет «плант», то есть основной принцип общественного строя, когда одни люди должны богатеть, не работая, а другие же, работая, становиться все беднее и беднее.
«И сколько вы промеж себя не калякайте, сколько не раскидывайте умом — ничего не выдумаете, покуда в оном планту так значится», — заключает умный человек.
Наверное, сатирик бы не написал «покуда», если бы считал вечным существующий строй.
Итак, Щедрин приходит к заключению о неизбежности борьбы с существующим произволом. Хищничеству эксплуататорского класса, по мнению писателя, придет конец, когда революция старый «плант» заменит на новый, когда народ поймет, что силы, стоящие над ним, не такие уж страшные, а достойно должен жить тот, кто трудится.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Протест против произвола и хищничества в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина