Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою.
А. С. Пушкин
Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы,
Волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о
Назначении поэтического творчеств С. Пушкин высоко оценивал
Роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была
Искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным
Условием нормальной творческой деятельности он считал свободу
Творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос
О

том высоком предназначении, которое он должен выполнить как
Поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских
Стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой
Поэзии и поэта в современном, ему обществе.
В первом напечатанном стихотворении. «К другу стихотворцу» мы
Находим. такие размышления поэта: Не так, любезный друг, писатели
Богаты; Судьбой им нe даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом
Набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их
Дворцы, великолепны залы. Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава —
Сон.
И все же, прекрасно
понимая незавидную судьбу поэта в современном
Ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного
Творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба
Поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не
Ожидали. «Мой жребий пал; я лиру избираю», — пишет Пушкин. Уже в
Этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по
Отношению «к сильным мира сего», не способным ни ценить, ни тем
Более понимать поэзию и самого поэта. В 1815 году Пушкин пишет
Стихотворение «К Лицинию». Вспоминая римского сатирика Ювенала,
Пушкин так определяет задачи поэта: «Свой дух воспламеню жестоким
Ювеналом, в сатире праведной порок изображу, и нравы сих веков
Потомству обнажу». Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта —
Борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII
Века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель
В честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». Об этом он и
Говорит в стихотворении «К Плюсковой»: «Я не рожден царей забавить
Стыдливой лирою моей. Любовь и тайная свобода внушали сердцу
Гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».
«Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление
Служить своей поэзией одной лишь свобода, отказ воспевать царей,
Сознание глубокой связи с народом — все это оставалось неизменным во
Взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление
Поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это
Общество презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин защищает
Мысль о свободе поэта от «черни», т. е. от невежественных гонителей
Поэта, от светского общества, от «гордых невежд» и «знатных глупцов».
В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и
Поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых автор развивает
Свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он
Идет своими путями, определенными его высоким призванием:
Творчество поэта — «благородный подвиг», поэт независим от служения
Светской толпе. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о
Трагической участи поэта в жизни. Когда — то эту же тему развивал
Придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее,
Поэтов раньше держали при «дворе» в качестве лакеев и шутов. Пушкин
Избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по
Богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не
Отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской
Поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему
Литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем».
Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от
Классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем
Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром,
Пушкин — поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода,
Дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма — везде Пушкин смел,
Его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена
Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и
Высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в
Литературе, поэзия была почитаема в салонах; считалось, что, неумение
Писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или
Говорить по-французски. В творчестве каждого поэта рано или поздно
Начинается перелом, когда он должен осмыслить — для чего он пишет
Стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия
Нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет
Спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия —
Та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды, изводишь единого
Слова ради тысячи тонн словесной руды». Поэт-декабрист Рылеев писал
Пушкину: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят,
Тебе подражают. Будь поэт и гражданин». Пушкин выполнил это
Завещание

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова