Идейное значение картин русского пейзажа в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Природа дает нам духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника.
В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих

знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа.
Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, образ он имеет свой символ, свой смысл. Он пишет:
Иные нужны мне картины
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Перед Пушкиным — жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к
ней самого автора.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Новы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель.
Там некогда гулял и я,
Но вреден север для меня!
Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте.
Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою,
С любовью лечь к моим нoгaм.
Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет?
«Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья.
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон,
Потом увидел ясно он,
Что и деревне скука та же».
Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский. Он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала.
Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лиры,
Живее творческие сны.
И далее Александр Пушкин продолжает:
Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Идейное значение картин русского пейзажа в романе Пушкина «Евгений Онегин»