Евгений Онегин сын своей эпохи

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина воссоздает русскую жизнь XIX столетия. Поэт показывает пробуждение общественных интересов у передовых людей в свое время, их желание к активному действию. Личная драма Евгения Онегина отобразила духовную драму прогрессивного дворянства XIX столетия. Евгений Онегин резко выделяется среди других героев романа. Он не «положительный герой», но и не «отрицательный герой». И это заставляет нас активнее, без подсказывания автора, самим разобраться в характере героя романа. Социальное положение и воспитания определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого господина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было трудиться за шмат хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своем герое, который «работа упорная ему была скучная».
Воспитание, которое получил Онегин, было самое скверное. Его отец, легкомысленный петербургский господин, передоверил воспитание сына убогим гувернерам, «мадамам» и «мосье», которые ничего не научили мальчику, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости:
— Мы все учились понемногу
— Чему-нибудь и как-нибудь.
Не тяжело понять, что Онегин вырос законченный эгоист, который заботится только о себе, о своих желаниях и удовлетворении, которые не умеет обращать внимание на чувство, интересы, страдания других людей, способен с легкостью обидеть, обидеть, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не приобрели развитие. Онегин оборачивается в высшем мире. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на баллы, впадает за женщинами, встречается с друзьями в ресторане, ходит в театры. Но это он делает без удовлетворения, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:
— Потом на сцену
— В большом рассеянье взглянул,
— Отворотился — и зевнул.
Но за своими взглядами и требованиями к жизни Онегин стоит несравненно выше не только от своих соседей-помещиков в селе, но и представителей петербургского высшего мира. Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, которой считали за нормальное его светские знакомые.
— Им овладела тоска, хандра:
— Вон застрелится, слава богу,
— Попробовать не захотел,
— Но к жизни вовсе охладел.
— Как Сашнагош, угрюмий, томный
— В гостиних появлялся вон.
Тем не менее, у Онегина не хватило ни силы, ни желание порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимательность к чувствам других заставляют его постоянно совершать зло людям, с которыми сталкивает его судьба. Получив любовное письмо от Татьяны, он, не имея намерения разделить ее чувство, честно решает сказать ей об этом, чтобы сразу убить в ней всякую надежду. Эгоизм и невнимательность к людям обозначаются и в дальнейшем поведении Онегина. Решив отомстить Ленскому, который уговорил его приехать на провинциальный банкет, Онегин начинает демонстративно, на глазах во всех, ухаживать за Ольгою. Он действительно «разозлил» и огорчил Ленского, но ему и в голову не приходит, что этими ухаживаниями он в то же время причинил горькие страдания ни в чем не виновной перед ним, влюбленной у него Татьяне.
Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типу для целой прослойки молодых людей. Это люди, обеспеченные работой крепостных, которые получили беспорядочное воспитание. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса помещиков, которые спокойно и беззаботно относились к своей и спокойной жизни, эти молодые люди, более умные, чуткие и благородные, и в то же время — недовольство собой. Они замыкались в себе, чувствовали себя озлобленными на все и на все. Они резко выделялись среди светской гурьбы, казались в обществе какими-то странными людьми, но самые продолжали такую же бессодержательную светскую жизнь, хорошо понимая его пустоту и не испытывая от него ничего, кроме скуки и душевных страданий. Пушкин изображает в лице Онегина эгоиста, но это влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, «эгоист, который страдает». Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, работы. Но именно к этому он и не был способен вследствие своего воспитания. «Линь, который скучает» — вот характерная особенность Онегина. Действия Онегина, его мысли рисуют нам образ умного неординарного человека и в тот же время озлобленного на все эгоиста, разочарованного во всем, который неспособный уже ни к каким сильным чувствам и переживаниям.
Убийство Ленского на дуэли перевернула жизнь Онегина. Только теперь он вдруг понимает, к чему привел его эгоизм, его равнодушие к людям, забота только о себе. Он приходит в ужас своего безрассудного поступка. Теперь Онегин уже не может, как когда-то, игнорировать чувство и переживание людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может ощущать и любить. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. «Силы этой богатой натуры остались без применения, жизнь без содержания», — сказал об Онегине В. Г. Белинский, который записал героя в «лишние люди». Вся жизнь и помыслы Онегина подтверждают это.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...