Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творческом наследии Мольера

XVII столетие во Франции — столетие театра. В французских классических трагедиях этого периода заявил о себе кризис мировоззрения классицизма, который оказался несостоятельным найти согласие между стремлениями к общему благу с личным счастьем человека. Среди французских драматургов особенно ярко выделяется творчество Корнеля, Расина и Мольера. Пьер Корнель был автором пьес «Сид», «Гораций», где властвуют идеи победы гражданского долга над личными чувствами. Идеалом Корнеля был отважный, свободный человек, который гордится смертью

во имя обязанности. Все в мире зависит от человека и от его доброй воли — такая главная этическая основа его трагедий. Сюжеты известнейших пьес Жана Расина «Андромаха» и «Федра» изображают личные отношения между людьми, его герои отстаивают свое достоинство перед деспотией. Расин — непревзойденный мастер стиха, тонкой психологической характеристики. Страсти героев часто побеждают ум, служат причиной насилия, а ум должен оказывать сопротивление насилию.
У Расина мораль помогает глубже проникнуть в человеческую натуру и преобладает над гражданским звучанием тем. Выдающийся мастер комедии Мольер
(Жан Батист Поклен) придал жанру глубокое общественное содержание и яркую театральную форму. Внешность Мольера нельзя назвать привлекательной: большая голова на короткой шее, маленькие глаза, толстый плоский нос, большой рот, густые черные брови. Он отмечался крепким телосложением, но ноги были коротковатые. Весьма быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция не давали ему возможность играть трагические роли или роли героев-любовников.
Но в комических образах он был непревзойденным! Те недостатки внешности, которые обычному человеку часто приносят боль и страдание, для карьеры актера могут стать решающими. Подтверждение этому парадоксу легко можете найти и вы среди современных звезд театра и кино. Комедия «Тартюф» (1664-1669) направлена против духовенства — смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры. 12 мая 1664 года под названием «Тартюф, или Лицемер» комедия вызвала шквал негодования со стороны «Общества святых даров» — тайной религиозно-политической организации аристократов, зажиточных чиновников и духовных лиц. В образе Тартюфа Общество увидело сатиру на своих членов и добилось запрета спектакля. В новом виде пятиактная комедия под названием «Обманщик» была допущена к постановке, но после первого же спектакля ее сняли. Только через полтора года «Тартюф» был, в конце концов поставлен в третьей, окончательной редакции.
Расширив контуры образа Тартюфа, сделав его не только ханжой, лицемером и развратником, но также предателем, доносчиком и клеветником, показав его связи с судом, полицией и придворными сферами, Мольер значительно усилил сатирическую остроту комедии, превратив ее в памфлет на современную Францию. В «Дон-Жуане, или Каменном госте» (1665) Мольер направил острие своей сатиры в самое сердце феодального дворянства. Положив в основу пьесы испанскую легенду о волшебном соблазнителе женщин, который пренебрегает законы «божеские» и человеческие, Мольер добавил этому странствующему сюжету, который облетел почти все сцены Европы, оригинальную сатирическую окраску. Образ дон Жуана, этого любимого дворянского героя, который воплотил всю хищную активность, честолюбие и властолюбие феодального дворянства в период его расцвета, Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII ст. Свое негодование паразитическим дворянством, воплощенным в образе дон Жуана, Мольер вкладывает в уста его отца, старого дворянина дона Луиса, и слуги Сганареля и каждый по-своему разоблачают недостатки дона Жуана, произнося: «Происхождение без доблести ничего не достойно», «Я скорее предоставлю почет сыну носильщика, если он честный человек, чем сыну венценосца, если он так же распущен, как вы».
Образ соткан не только из отрицательных черт. При всей своей негативности дон Жуан чрезвычайно волшебный: он блестящий, остроумный, храбрый, и Мольер, разоблачая своего героя, одновременно любуется им, отдает должное его рыцарской обольстительности. «Мизантроп» (1666) — типичный образец «высокой» комедии с углубленным психологическим анализом ощущений и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетичным и саркастическим тоном монологов главного героя. «Мизантроп» стоит отдельно в творчестве Мольера.
Он свидетельствует о том моменте в его литературной деятельности, когда в душной атмосфере версальского двора затравленный врагами поэт не выдержал и отверг комическую маску и заговорил стихом, «облитым горечью и злостью». Слишком глубокую и серьезную комедию холодно встретили зрители, которые искали в театре превыше всего развлечений. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Врач невольно». Несмотря на суровые правила классицизма, соблюдение которых было обязательным в драматургии того времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, — противостояние страстей здравому смыслу.
Комизм — в несоответствии реальных событий тому, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонами, раскрывает самые типичные характеры. В комедии «Мещанин-Шляхтич» реализована важная установка классицизма — стремление воспитать зрителя (в данном случае: «не будьте такими, как этот Журден»).

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творческом наследии Мольера