Сюжет и композиция романа

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликова-ны в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Оте-чественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публика-ции «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завер-шился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, пре-красный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведе-ние как целостное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, все глубже раскрывая перед нами душу Печорина, все сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъем-люще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, это: «слав-ный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желаю-щий рассуждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.
Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!.» Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...